Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Понедельник, 25.11.2024, 08:17
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Педагогические династии

Базыкины - Лапины

Татьяна Всеволодовна Базыкина: " Учитель — состояние души! "


Т.В. Базыкина

1959 год. Мне пять лет. Я сижу за столом возле мамы. Мама занимается делом, которое я очень люблю. Вот она открывает тетрадь, долго смотрит в нее, потом берет красный карандаш и ставит «пятерку». Я знаю, что это именно «пятерка», знаю, что бывают и другие отметки, но эта нравится мне больше всего. Мама открывает другую тетрадь, затем еще и еще. Я завороженно слежу за ней. Какой чудесный карандаш! Какие красивые отметки! Больше всего мама любит ставить «пятерки» и «четверки». А когда ставит «тройку», то вздыхает и качает головой. Вдруг раздается папин голос, мама встает и уходит. Карандаш... Он лежит на столе... Его можно взять... Беру! Открываю тетрадь! Ставлю большую, очень большую «пятерку»!


Бабушка Людмила Николаевна. 1919 г.

Не помню, что сказала мама, когда вернулась в комнату, но этот миг счастья остался навсегда! Теперь вернемся на много лет назад. Моя бабушка по линии папы Людмила Николаевна, дочь протоиерея Смоленской церкви на Васильевском острове, училась в институте для детей среднего сословия, который находился на Суворовском проспекте, недалеко от Смольного собора. Она работала в Вырице учительницей, а затем вышла замуж за купеческого сына. После революции Людмила Николаевна вышла замуж за красноармейца и больше уже никогда не работала.


Сёстры бабушки (по материнской линии): Екатерина Михайловна и Валентина Михайловна. 1959 г.

Сестры моей бабушки по маминой линии Екатерина Михайловна и Валентина Михайловна при выборе профессии выбрали педагогические курсы. Валентина Михайловна по окончании курса была направлена в детский дом, где работала воспитателем, а Екатерина Михайловна — в школу.

В конце 30-х годов супруг Валентины Михайловны был арестован и, как многие в то время, сослан в Магадан. Вынужденная скрываться, изгнанная из жилья и с места работы, она некоторое время жила у своих родных. Валентина Михайловна вместе со своей дочкой пережила блокаду Ленинграда, работала в типографии имени Ивана Федорова. К учительству она больше не вернулась.


Г.Г. Лапина. 1979 г

Моя мама Галина Григорьевна Лапина всю свою трудовую жизнь проработала учителем начальной школы. Это интеллигентная, энергичная, деловая женщина. Вот отрывки из написанных ею воспоминаний: «После окончания второго Ленинградского педагогического училища я два года работала вожатой в мужской школе № 161, а затем перешла в родную 374-ю школу, где проработала 34 года. Работала увлеченно. Преподаватели института им. Герцена приводили в нашу школу студентов на практику. (Однажды за последней партой на пассивной практике сидела моя дочь). В то время учителя получали мизерную зарплату, а во вторую смену работать не разрешалось. Меня выдвинули на звание «Отличник народного просвещения», а потом решили присвоить звание «старший учитель», что дало мне хоть небольшую прибавку к зарплате. Было приятно, т, к. «отличников» тогда не благодарили дополнительной оплатой. Так и жила: школа, дом, школа. Моя педагогическая и личная жизнь удалась. Я и сейчас с удовольствием работаю с людьми, много общаюсь и понимаю, что мой педагогический опыт — всю жизнь со мной».

Екатерина Михайловна всю жизнь работала учительницей. Во время Великой Отечественной войны она вместе с детьми была в эвакуации, там сначала работала продавцом, а потом учителем в Горской школе.

Мечтала ли я в детские годы стать учителем?

Нет, не мечтала. Хотела быть врачом, ведь другая династия нашей семьи — медики (дедушка, дядя, тётушка, моя сестра). Но уже с пятого класса я была вожатой у малышей, «воспитывала» сестру, которая на семь лет младше, а, значит, нуждалась в моей опеке. В девятом классе, когда с нами начали работать по профориентации, я поняла, что хочу быть учителем.

В 1971 году я окончила школу и поступила в ЛГПИ им. А. И. Герцена. С удовольствием вспоминаю студенческие годы. Что особенно интересно, я училась у тех же преподавателей, которые в школе № 374 претворяли свои идеи в классе, в котором работала моя мама. Восемь лет я работала в замечательной школе № 489 Московского района. Там были мои первые ученики, строгие наставники, мудрые коллеги, верные друзья. С большой благодарностью вспоминаю родителей моих первых учеников, которые меня, совсем молоденькую учительницу, воспринимали очень серьезно и никогда ни в чем не упрекнули.

Вот уже двадцать четыре года я работаю в любимой школе № 188. Думаю, самое главное,чего мне удалось достичь за все годы моей работы, это доверие учеников и родителей. Именно доверие, а не страх или слепое подчинение.

Последние десять лет я являюсь завучем начальной школы. Я больше не веду уроки труда и внеклассного чтения, не провожу сама праздники. Иногда без этого очень скучаю. Но у меня есть прекрасная команда — учителя. Это энергичные, талантливые люди, готовые к познанию нового, легкие на подъем, несмотря на сложности жизни.


Д.Ю. Базыкин

Мой сын Дмитрий Юрьевич Базыкин уже десять лет работает в школе преподавателем информатики. Несколько лет мы встречались в коридорах одной школы, учили одних и тех же детей. Теперь он работает в школе № 531 нашего Красногвардейского района, и у нас по-прежнему общие проблемы и общие радости.

Я помню наши бесконечные разговоры с мамой, когда я только начинала работать в школе. Да и сейчас порой моя мама дает ценные советы своей взрослой дочери. А как я люблю обсуждать с сыном школьные проблемы! У него много интересных идей. Надеюсь, когда-нибудь он сумеет их воплотить.

Что есть предназначение учителя?
С ответом ты, пожалуй, не спеши.
Учитель — это точно не профессия,
Учитель — состояние души!

Категория: Педагогические династии | Добавил: 162nord (31.01.2011)
Просмотров: 6076 | Теги: Лапины, Базыкины | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]