ПЕТЕРБУРГСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО - ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Содержание: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
С появлением новой российской столицы — Санкт-Петербурга начинается новый период в истории отечественной педагогики. Можно утверждать о существовании уже к 1709 г. в Петербурге по крайней мере одной школы, ставшей впоследствии знаменитой Петершуле. К 1725 г. в городе работал уже целый ряд профессиональных и общеобразовательных школ — адмирала Ф. М. Апраксина (1711 —1712), Морская академия (1715), Русская школа, или Школа словесной науки для мастеровых Адмиралтейства (1715), Медицинская школа (1716), Инженерная школа (1719), Артиллерийская школа (1721), школа на Пушечном дворе Литейной слободы (1721), школы Ф. Прокоповича на реке Карповке (1721), Словенская школа при Александро-Невской лавре, впоследствии Петербургская духовная семинария (1721) и Академическая гимназия при университете и Академии наук (1725). Во второй четверти XVIII в. в Петербурге возникли кадетские корпуса — Сухопутный (1782), Морской (1755), Артиллерийско-Инженерный (1762), Пажеский (1757). Для этого периода в истории петербургской школы сразу стали характерны две тенденции: строительство новой для страны светской по целям и учебному содержанию сети учебных заведений и ориентация на параллельное развитие элитного образования для дворян и массовой школы для разночинцев.
Несмотря на то, что все учебные заведения Петербурга в первой половине XVIII в. сталкивались с большими трудностями с привлечением учащихся, они продолжали свое существование. Следовательно, возникала потребность и в преподавателях. Поскольку тогда в России педагогического образования еще не существовало, то учителями становились люди, далекие от преподавательской деятельности. Новые учебные заведения возникли в новом городе, где не было старых школ, из которых можно было пригласить учителей, поэтому правительство вынуждено было приглашать учителей из Москвы и Европы (в основном из Германии). Иностранных педагогов приглашали для преподавания в петербургских кадетских корпусах, Академическом университете и Академической гимназии. В начальные учебные заведения города приглашались люди самых разнообразных видов деятельности, но чаше всего офицеры. Учителя начальных школ получали более низкое денежное жалование по сравнению с учителями других учебных заведений.
Еще одной категорией людей, занимающихся учительской деятельностью в первой половине XVIII в., были частные учителя, обучающие элементарным наукам. Чаще всего это были грамотные люди из мещан и церковников. Гувернёрами и учителями в богатых семьях, а также хозяевами частных школ и пансионов были в основном иностранцы. Таким образом, контингент учителей формировался либо из государственных служащих, либо из образованных в разной степени частных лиц, был социально пёстрым и не имевшим специальной педагогической подготовки. Любой в необходимой степени образованный человек воспринимался как потенциальный педагог.
Во второй половине XVIII в, Петербург был важнейшим центром дворянского образования страны, оформились два основных типа сословной дворянской привилегированной школы: кадетские корпуса и Смольный женский институт (1764). Учителей и учительниц в первое время в Смольном было очень мало, поиск учительниц в России был почти невозможен. Приходилось приглашать их из-за границы, для этого прибегали даже к помощи русских дипломатических представителей. Но к 1783 г. число педагогов в Смольном стабилизировалось. Они преподавали русский, французский, немецкий языки, историю, географию, рукоделие. Но императрица Екатерина Великая хотела, чтобы преподавание сосредоточилось в руках именно русских педагогов. Среди воспитательниц в Смольном было больше иностранок, а первый русский учитель был назначен только в 1772 г, и несколько лет был единственным. Для преподавания в Смольном институте вызывали лучших учеников из духовных семинарий, из Московской Духовной академии, Московского Университета, Академической Гимназии.
Самым важным результатом в развитии школьного образования в Петербурге во второй половине XVIII в. были первые шаги в деле создания государственной школы для основной массы населения города. В 1777 г. в столице были основаны две начальные школы для детей обоего пола — Екатерининская и Александровская. Они содержались на доход, получаемый от издания журнала «Утренний свет» (издатель — Н. И. Новиков). В 1781 г. Екатерина учредила в Петербурге государственное Исаакиевское народное училище. В том же году в столице открылось еще шесть таких же школ — Владимирское, Вознесенское, Симеоновское, Андреевское, Введенское, Сампсониевское. К ним в 1782 г. прибавились Казанское и Благоветенское училища, таким образом, город к 1787 г. обладал 15-ю начальными школами с 27 учителями. В них преподавались чтение, письмо, Закон Божий, арифметика, рисование, истории и географии обучали за особую плату. Закону Божию, чтению и письму обучали священники тех церквей, при которых находились училища, арифметике чаще всего учили сержанты гвардейских полков столицы, для преподавания рисования нанимали специальных педагогов. В Петербургском Главном народном училище (1783) работало по штату 6 учителей: 2 — в высших классах; 2 — в низших классах; 1 учитель иностранных языков; 1 учитель рисования.
Первым петербургским педагогическим учебным заведением стала Учительская семинария, которая отделилась от петербургского Главного народного училища 22 сентября 1786 г. и готовила учителей для начальных училищ всей России. По сути, это было началом отечественной системы педагогического образования. Семинария формировалась воспитанниками, находившимися на казенном содержании и жившими в условиях интерната. Кроме предметов, преподаваемых в Главном народном училище, здесь введено было еще преподавание греческого языка. В Учительской семинарии действовали математический и исторический факультеты. Однако слушатели не ограничивались избранной специальностью, а были обязаны пройти сокращенный курс другого факультета. Число воспитанников Учительской семинарии было непостоянным в зависимости от открывавшихся учительских вакансий. Выпуск первого курса в начале 1789 г. состоял из 64 воспитанников. Последний выпуск семинария сделала в 1801 г. В течение пятнадцатилетнего своего существования петербургская Учительская семинария подготовила 275 учителей.
В Петербурге велик был процент обучавшихся детей иностранцев, поэтому в столице все чаще стали открываться частные пансионы. Преподавание в частных пансионах велось либо на французском, либо на немецком языках, это же касалось и учебных книг. К 1800 г. в Петербурге работало около 30 иностранных частных пансионов. В них из примерно 500 учеников русских было только 56 человек (1/10 часть), а из 72 учителей русских было только 20 (1/3). Очевидно, что петербургские частные пансионы выполняли образовательный заказ, прежде всего, для иностранцев.
Среди петербургских преподавателей по-прежнему оставалось очень много иностранцев, несмотря на противодействие властей, пробовавших установить для учителей-иностранцев экзамены. Обнаружились неутешительные результаты. Многие из учителей не обладали даже необходимым набором элементарных знаний. К примеру, у учителей грамматики было обнаружено отсутствие представлений о простейших правилах. А многие учителя географии были не в состоянии показать на карте даже столицы крупнейших государств. Даже после возникновения Учительской семинарии проблема оставалась нерешенной. Правительство не сразу осознало, что для улучшения качества преподавания необходим стимул, которым стало включение педагогической деятельности в государственную службу. Теперь учителя могли пользоваться всеми служебными правами Табели о рангах, получали жалование, назначенное по штату, производились в чины за отличие, могли выслужить себе дворянство через двенадцать лет педагогической деятельности. Учителя должны были служить 26—32 года и раньше не могли оставить своей службы без особенного разрешения Комиссии Народных Училищ. Кроме чинов за усердную службу учителя изредка получали денежные награды, похвальные листы и позволение носить шпагу.
Итак, XVIII в. был для Петербурга и России необходимым этапом проб и ошибок в деле образования. Но именно здесь зародилось российское Просвещение, именно здесь сформировалась первая по количественным параметрам, достижениям и значению для страны городская система школьного образования, представленная примерно 80 учебными заведениями разных видов и типов.