Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Пятница, 20.10.2017, 19:00
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Местонахождение на сайте: Исторические заметки - стр.2

Содержание: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7


В XIX — начале XX вв. отличительными чертами петербургской школы как городской системы образования стали:

— стремительный по темпам рост числа и видовое разнообразие петербургской школьной сети. К 1914 г. в Петербурге работало около 1200 учебных заведений, из которых 47 высших, 145 средних, 1033 начальных, представлявших самую большую в стране и разветвленную сеть из 31 вида мужских и женских средних и начальных школ государственной, общественной и частной принадлежности;

— преемственность и единство вырабатываемой в Петербурге традиции отношения к образованию как значимой социальной ценности для государства;

— повышенное внимание к развитию столичной школы со стороны государства, более пристальный контроль здесь качества обучения и воспитания, подбора управленческих и педагогических кадров, развития, прежде всего, вузовского и гимназического образования;

— высочайший для России уровень развития в Петербурге различных форм общественно-педагогического движения: работа частных и этноконфессиональных школ, начальных училищ городского самоуправления, деятельность общественно-педагогических организаций по развитию образования и педагогики, концентрация в городе сообщества выдающихся отечественных педагогов-лидеров, интеграция в столице достижений педагогической теории и образовательной практики;

— создание во многих учебных заведениях Петербурга особой школьной среды, формировавшей у учащихся ценностное отношение к образованию за счет чрезвычайно насыщенного учебного содержания, жесткого контроля его усвоения, воспитательном идеале, основанном на идеях гражданского служения государству и обществу, комплексном эффекте от деятельности высокопрофессиональных педагогов и субкультуры товарищества учащихся;

— концентрация в Петербурге самого многочисленного в России педагогического сообщества (18 тыс. педагогов при городском населении в 1,9 млн человек на 1910 г,), Их профессионализм определялся тремя факторами: стимулированием педагогического труда со стороны государства и городского сообщества, потенциалом столицы в предоставлении и усовершенствовании профессионального образования, сочетанием жесткого контроля со стороны государства и возможности для педагогов участвовать в разнообразных формах петербургского общественно-педагогического движения.

История педагогического образования в Петербурге в дореволюционный период включает два этапа. На первом (XVIII — первая половина XIX в.) происходило ее зарождение, были открыты Учительская семинария Ф. И. Янковича, преобразованная в 1797г. в Педагогический институт (1797—1819, 1828—1854), на базе которого был создан в 1819г. Петербургского университет.

На втором (вторая половина XIX -- начало XX в.) петербургское педагогическое образование приобрело системный характер (с 1867 г. в городе работал историко-филологический институт для подготовки преподавателей древних языков; в 1872 г. открыты 3 учительских института и 7 учительских семинарий для городских и сельских школ России, в деятельности Педагогического музея военно-учебных заведений с 1863 г. зародилась система повышения квалификации педагогических кадров, в 1899 г, из 160 профессиональных школ и курсов 11 готовили к педагогической профессии). Петербург представлял крупнейший центр подготовки учительства для всей России, в особенности для системы среднего женского и начального народного образования. В городе быстро увеличилось число педагогических учебных заведений (университет и историко-филологический институт, 3 учительских института, 7 учительских семинарий, Высшие женские курсы, Женский педагогический институт ведомства императрицы Марии (1903), женская церковно-учительная школа, Мариинская учительская семинария принца А. П. Ольденбургского при Петербургском Воспитательном доме, Педагогическая академия и Психоневрологический институт). При петербургских женских гимназиях и институтах благородных девиц организовывались педагогические классы, в которых продолжало обучение около четверти гимназисток и институток.

Одним из наиболее развитых видов петербургской дореволюционной школы была казённая мужская гимназия, которая аккумулировала лучшие педагогические силы страны. Частым был перевод успешно проявивших себя в провинции педагогов в столицу, именно в Петербурге в гимназии привлекались преподаватели высшей школы. С 1871 г, в них появились классные наставники — преподаватели, совмещавшие ранее разделенную (классные надзиратели, классные воспитатели) преподавательскую и воспитательную работу. Для гимназических педагогов, в основном выпускников университета, был характерен высокий уровень подготовки по предмету. В сравнении с другими категориями российского учительства оклады гимназических преподавателей Петербурга были больше при относительно небольшой по числу уроков педагогической нагрузке (6 — 12 часов в неделю) и превышали у начинающего гимназического преподавателя зарплату квалифицированного рабочего того времени в 2,5—3 раза.

Материально петербургских учителей стимулировало высокое пенсионное обеспечение (пенсия в пол-оклада за 12,5 и полный оклад за 25 лет педагогической работы). При этом требования к учителю гимназии были достаточно высоки: ему официально запрещалось совместительство, требовалась качественная подготовка к урокам, обязанность работать в гимназии того региона, где это было необходимо.

Особое положение среди петербургских педагогов занимали педагоги многочисленных частных школ города. Одной из отличительных черт 75 частных средних школ столицы из 104 действовавших средних школ на 1899 г. было лучшее материальное и более свободное профессиональное положение их преподавателей.

Будучи городом молодежи, Петербург испытывал острейшую потребность в развитии начальной школы. Комиссия по народному образованию Петербургской городской думы (далее — КНО) практически решила эту проблему в период 1877—1917 гг, создав в городе 305 начальных училищ и обеспечив начальным образованием до 80% городских детей школьного возраста.

Важнейшим фактором успеха этой деятельности стало обеспечение городских начальных училищ педагогическими кадрами высокой квалификации. С 1877 г. КНО жёстко отбирала кандидатов, допустив к преподаванию женщин, окончивших педагогические классы женских гимназий или институтов. Преимущественный прием учительниц обосновывался их естественной предрасположенностью к работе с детьми и тем, что незамужние и бездетные учительницы (обязательное условие приема на работу) будут более концентрироваться на своей деятельности. Поэтому на каждые 10 женщин среди педагогов петербургских городских училищ приходился только 1 мужчина, что было принципиально иным для казенных начальных и средних учебных заведений, в основном мужским по составу учителей.

От кандидатов требовались опыт преподавания, наличие публикаций, успешные пробные уроки. А ведь речь шла о преподавании всего лишь в начальной школе. Несмотря на это, число кандидатов продолжало расти, что давало КНО возможность далее повышать требования к будущим учителям. Эти ограничения оправдывались более высокими окладами педагогов петербургских городских училищ. Их учителя получали 900—1260 руб. (преподаватели государственных училищ — 620 руб. в год), что приближалось и порой превышало зарплату педагогов гимназий и реальных училищ. Но важным было и иное. Городское училище — небольшая, почти семейная школа, в которой учитель становился центром, положительным примером ученикам. Его нравственность, эрудиция, чувство долга здесь были особенно востребованы.


Содержание: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7