Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Пятница, 13.12.2024, 15:16
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Местонахождение на сайте: Исторические заметки - стр.5

Содержание: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7


Проблема педагогических кадров стояла очень серьезно вследствие оттока дореволюционного учительства из школы. На смену опытным педагогам приходила молодежь без специального образования. Как, например, в 1920 г. 56,3% учителей Петрограда имела только 3 года стажа, только 43,7% были теми, кто начал работать в школах еще до революции.

Желание принять участие в строительстве новой школы было велико. Уже к ноябрю 1918 г. в Петроградскую комиссию по выборам учителей было подано более 4,5 тыс. заявлений от лиц, желающих быть преподавателями. Главным при отборе учителей была в те годы политическая благонадежность. С 1922 г. требовалось, чтобы каждый принимаемый на педагогическую работу, был бы направлен в районные экспертные комиссии при отделах народного образования. Основной целью комиссий было выявление политически неблагонадежных учителей. Только за 1923 г. через Петроградскую губернскую экспертную комиссию прошло 1136 кандидатов на учительские должности, и только 28% из них были допущены к преподаванию. «Партийно-советская прослойка» петроградского учительства была небольшой. Так, в 1923 г, в школах города среди 19 749 учителей насчитывалось лишь 543 члена партии, что составляло только 2,7%, В связи с этим Наркомпрос решил начать подготовку новых, советских учителей, привлекая молодых рабочих и крестьян в средние и высшие педагогические учебные заведения.

По стране открывалось 175 Домов работников просвещения, которые становились «центрами политического перевоспитания учительства». В Петрограде в распоряжение учителей было передано здание на улице Плеханова, дом 2, где в 1922—1923 гг. в различных мероприятиях приняло участие более 100 тыс. педагогов. 22 апреля 1925 г. Дом работников просвещения переехал во дворец на Мойке, принадлежавший до революции князю Ф. Юсупову. Занятия по политической грамотности, начиная с 1923 г., были обязательным компонентом программ всех курсов для городских учителей.

Одновременно в Петрограде постепенно складывалась целая система по оказанию методической помощи учителям. Наиболее распространенными организационными формами были кружки, конференции, практикумы в детских учреждениях, летние краткосрочные курсы, экскурсии, методические семинары при опорных школах. В зимнее время в городе работали учительские кружки: школоведения, педагогической психологии, педологии, естествознания, математики, родного языка, кружок работников школ и дошкольный. Объединение учителей в кружки осуществлялось на добровольных началах. В кружках делали доклады, разбирали новейшую методическую литературу, зачитывали рефераты по отдельным статьям и книгам. Организация летних учительских курсов была широко распространена именно в крупных городах. В деле повышения методической квалификации учителей принимали участие опытно-показательные учреждения, как местные, так и центральные. В Ленинграде с 1922 г, работало 10 опытно-показательных учреждений.

20-е гг. были временем педагогических экспериментов, и Ленинград не являлся в этом исключением. В городе трудились выдающиеся педагоги, среди наиболее известных — Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882—1960), Игнатий Вячеславович Ионин (1893—1939), Юлия Ивановна Фаусек (1863—1943).

Решения партийного руководства 1930-х гг. вводили в городах СССР всеобщее обязательное обучение детей в объеме семилетнего курса. В Ленинграде уже в 1931 г. 99.6% детей школьного возраста было охвачено школьным обучением. Начиная с 1932/33 учебного года, был взят курс на реорганизацию семилетней школы в десятилетнюю. Рост числа ленинградских школьников был продолжен в 30-е годы с 300 тыс. учащихся в 1933 г. до 430 тыс. в 1940-м. За десять лет индустриализации (1927—1937) количество школ-семилеток в городе выросло с 45 до 160, средних школ — с 132 до 253. Перед войной в средних школах Ленинграда было в восемь раз больше учащихся, чем в дореволюционном Петербурге, где основной контингент учащихся был сосредоточен в 589 начальных школах. В дальнейшем происходило постепенное вытеснение десятилетками школ-семилеток.

В Ленинграде за 1935— 1940 гг, было построено 232 школы, и на 1 января 1940 г, половина всех школьных зданий города являлись новыми. Рекордным в этом отношении был 1938 г., в течение которого вошли в строй 106 новых школ на 85,6 тыс. мест. Первая из таких новых школ была открыта осенью 1927 г. на улице Стачек, за Нарвской заставой, и названа 68-й школой имени десятилетия Октябрьской революции. Характерной особенностью ленинградского школьного строительства являлось сооружение новых школ на рабочих окраинах, где до революции их было очень мало. В 30-е годы в Ленинграде была организована сеть из 34 коррекционных школ для 4812 детей с проблемами здоровья. С каждым годом улучшалось обеспечение школ учебниками, наглядными пособиями, оборудованными (при обязательном участии детей) кабинетами, кино-классами. В ленинградских школах в эти годы работало около 5 тыс. предметных, эстетических, военно-спортивных кружков, в которых занималось 128 тыс. ребят. В 16 районах города имелись Дома пионеров и школьников. В 1937 г. создан Дворец пионеров, в кружках которого участвовало 10 тыс. школьников.

К 1941 г, в СССР была создана самая масштабная в мире сеть педагогических учебных заведений. За короткий срок отечественная система педагогического образования сделала стремительный количественный рывок. Если в 1916 г. в России работало 240 тыс. учителей, то в 1930 г. — 481 тыс., в 1940 г. — 1,2 млн. Качество получаемого зачастую в урезанных, заочных формах педагогического образования оставляло желать лучшего, поэтому компенсировать его недостаток должно было постдипломное педагогическое образование. В 1928 г. в Москве создан Центральный институт повышения квалификации педагогов. С 1938 г. Институты усовершенствования учителей стали повсеместными в регионах, в том числе и в Ленинграде в ноябре 1938 г,

В этот период Ленинград стал одним из крупнейших в стране центров по подготовке учителей. Педагогические вузы Ленинграда — Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, Педагогический институт им, М. Н. Покровского, Ленинградский областной педагогический институт, два педагогических института иностранных языков, Ленинградский государственный университет, а также ленинградские педтехникумы выпустили тысячи квалифицированных педагогов, которые были направлены на работу во все концы страны. ЛГПИ им. Герцена только за 1934—1938 гг. дал стране 4684 учителей для средней школы. В 1937 г. в Ленинграде было подготовлено около 400 учителей начальной школы через курсовую систему подготовки. В 1939 г. ленинградские педучилиша (бывшие педтехникумы) выпустили 560 учителей.


Содержание: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7