Содержание: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Большинство учителей петербургских городских училищ самостоятельно распределяли преподавание предметов так, чтобы к концу года пройти все необходимое для сдачи экзаменов. Педагогам было запрещено ставить учеников на колени, отправлять домой опоздавших, высылать провинившихся в коридор, оставлять после уроков, прикалывать к одежде на спине лист с обозначением проступка, что было достаточно распространено в петербургских гимназиях того времени.
Имела место жесткость государственных требований к лицам, получившим педагогическое образование. Например, выпускники Петербургского учительского института не платили за свое обучение. Если студент не заканчивал полного курса, не шел после выпуска работать учителем или не справлялся с педагогическими обязанностями, то он лишался освобождения от воинской службы и уплаты подушной подати, а затраченные на его учебу государством деньги вычитали из получаемой им зарплаты, в аттестате об образовании делалась запись о долге.
Сформировалась система материального и карьерного стимулирования педагогического труда (дифференцированная заработная плата, деньги за классное наставничество, дополнительные занятия, проверку тетрадей, квартирные, прогонные деньги, деньги на обзаведение при начале карьеры, пенсии, премии, награды, выслуга более высокого класса Табели о рангах). В середине XIX в. фондами таких стимулирующих надбавок на 80% выступало государственное финансирование и только на 20% — плата за учебу, взимаемая с родителей учащихся. При унифицированных требованиях и программах преподавания, штатном расписании, петербургские педагоги получали в среднем на 50—100 руб. в год больше своих коллег в провинции, хотя и жизнь в столице была несколько дороже. По ходатайству гимназического начальства перед руководством округа на гимназию независимо от предмета, за работу педагогов назначались 1 высший оклад (1500 руб. в год), 1 повышенный (1250 руб.), 6 средних(по 900 руб.), 4 минимальных (по 750 руб,). Совместители получали только минимальные оклады. Через пять лет работы в одном учебном заведении педагог мог претендовать на следующую ступень оклада. Из зарплат производились налоговые и пенсионные вычеты, причем, до 1880 г. учительницы от них освобождались.
Помимо материального и карьерного стимулирования петербургских учителей, другой характерной чертой города была высокая степень развития в нем общественно-педагогического движения, разнообразных инициатив со стороны самих педагогов города. Возможность петербургским педагогам улучшать свое материальное положение предоставляли учительские ссудно-сберегательные кассы. Другой общественно-педагогической организацией стало основанное 21 декабря 1892 г, Петербургское педагогическое общество вспомоществования педагогам. На 1893 г, в обществе участвовало 1256 педагогов столицы из 8 тысяч. Было создано бюро трудоустройства педагогов, выдавались денежные пособия, проводились благотворительные вечера. Предполагалось оказание медицинской помощи, устройство детей педагогов на учебу, создание потребительской, ссудно-сберегательной, похоронной, пенсионной касс. Разрешена была организация обществом благотворительных чтений, лекций, увеселительных мероприятий, издательская деятельность.
Среди научно-педагогических организаций Петербурга наиболее известны Петербургское педагогическое общество (1859), Педагогический музей Главного управления военно-учебных заведений Военного министерства (1864), Петербургское общество классической филологии и педагогики (1874), Петербургское Фребелевское общество (1871), Лига образования и ее Педагогическая академия (1906), Петербургское общество улучшения средней школы (1906), Петербургское общество содействия дошкольному воспитанию (1908), Петербургское общество экспериментальной педагогики (1909).
Первым научно-педагогическим центром дореволюционного Петербурга стал в XIX в, Главный педагогический институт — высшее педагогическое учебное заведение, приравненное к университету и реорганизованное в 1816 г, из Петербургского педагогического института, действовавшего с 1804 г. Целью его была подготовка преподавателей для средней и высшей школы России. 6-летний срок обучения включал 2 года общего для всех студентов курса, 3-годичный курс по одному из трёх отделений (философско-юридическому, физико-математическому и историко-словесному) и 1-годичный педагогический курс. При институте с 1817г. действовал и второй разряд, готовивший в течение 4 лет учителей для начальных училищ (с 1822 г. — Учительский институт при Петербургском университете). Число студентов института не превышало, как правило, 100 человек, в основном разночинцев. Среди выпускников института были Д. И. Менделеев, Н. А. и И. А. Вышнеградские, К. Д. Краевич, среди профессуры — филолог И. И. Срезневский, математик М. В. Остроградский, химик А. А. Воскресенский. В 1832 г. в институте появилась первая в истории России кафедра педагогики, в деятельности которой приняли активное участие А. Г. Ободовский, П. С. Гурьев, Е. О. Гугель. За этот период институт подготовил 682 педагога (43 для высшей, 377 для средней, 262 для начальной школ страны). В связи с переводом подготовки учителей на основанные при университетах педагогические курсы в 1859 г. Главный педагогический институт прекратил свою работу.
Другим важнейшим научно-педагогическим центром города являлся Петербургский университет. При университете работал Петербургский историко-филологический институт с гимназией при нем, где шла подготовка преподавателей древних языков для средней школы и Петербургский учительский институт, готовивший педагогов для городских начальных училищ страны. Сформировавшиеся в университете ко второй половине XIX в, научные школы способствовали высокому уровню предметной подготовки будущих педагогов. Петербургский университет выполнял три образовательные функции: научного обеспечения преподавания предметов в начальной и средней школах страны; подготовки педагогов для средней школы; социально-педагогического центра, в котором на протяжении почти 100 лет воспроизводились традиции российской интеллигенции.
Эстафету Главного педагогического института как научно-педагогического центра Петербурга подхватил основанный в 1864 г, первый в мире Педагогический музей Главного управления военно-учебных заведений Военного министерства (далее — ГУВУЗ), к работе в котором были привлечены многие выдающиеся отечественные педагоги того времени: П. Н. Белоха, Н. X. Вессель, А. Я. Герд, В. А. Евтушевский, А. Н. Острогорский, В. Г. Певцов, Д. Д. Семенов, К. К. Сент-Илер. Структура музея включала общедоступные музыкальные классы, гигиенический кабинет и отдел школьной гигиены, комиссию по изучению состояния военных гимназий и училищ, математический и общепедагогический отделы, отделы русского и иностранных языков, научный отдел. В 1890 г. музей провел 1-ю Всероссийскую выставку детских игрушек, игр и занятий. Здесь осуществлялись подготовка педагогов для военно-учебных заведений и работа учрежденных в 1903 г. учительских курсов для педагогов общеобразовательной школы. Выходил «Педагогический сборник», выпускались учебники, научная и просветительская литература по различным отраслям знаний. Начали создаваться постоянные собрания преподавателей по предметам обучения.