Содержание: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
В блокадные дни значительная часть школьников и учителей осталась в осажденном городе. С октября 1941 г. приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств 90 тыс. школьников — четверть довоенного контингента (накануне войны в 419 школах Ленинграда обучалось 402,9 тыс. детей), с которыми работало 1,5—2 тыс. учителей.
Каждый учитель обычно имел два плана уроков на день: один — для работы в нормальных условиях, другой на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проводилось по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Учителя упорно боролись за посещение учащимися школы, понимая, что в коллективе детям было легче переносить все лишения, что общение с товарищами, преподавателями отвлекало детей от постоянного ощущения голода и холода. Поэтому, когда в декабре 1941 г., школам было разрешено временно прекратить занятия, в 39 школах они были продолжены. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах.
В феврале 1942 г. 30 тыс. ленинградских детей было принято на полный рацион питания в школьных столовых, а с апреля 1942 г. учителя стали получать карточки рабочих. В результате бомбёжек и артобстрелов было выведено из строя более 300 школьных зданий. Их восстановление проходило в 1944—1945 гг., когда было восстановлено и отремонтировано 205 школ. За активное участие в обороне города свыше 5 тыс. школьников было награждено медалью «За оборону Ленинграда». Орден Ленина получили лучшие учителя города: А. Д. Дмитриева, М. М. Загребнна, 3. В. Серова, А. М. Серкова, 3. А. Шабунина.
Значительные усилия требовались для восстановления городской системы образования. В 1945/46 учебном году в городе работало 317 школ (в 1940/41 г. — 641), в следующем уже 365, а к 1950 г, число школ увеличилось до 446 с 341,6 тыс. учащихся. В 1947 г. в городе была построена одна школа, до 1954 г. строилось ежегодно от 3 до 5 школьных зданий. Всего за эти восемь лет было построено 27 новых школ. Школы главным образом строились в пригородных районах, где трудности с размещением учащихся оказались наиболее значительными. В середине 50-х г. в связи с осуществлением широкой программы жилищного строительства в Ленинграде расширяется и строительство школ. Ежегодно стали строить от 12 до 17 школьных зданий.
С 1960 г. строительство школ в центральных районах полностью прекратилось, так как в связи с переездом населения в новые районы, количество учащихся в центре города стало сокращаться. В результате многие школы центральных районов получили возможность постепенно переходить на односменные занятия. В то же время в новых районах потребность в школах при ежегодном росте жилищного строительства естественно возрастала, но удовлетворялась она не полностью. Все больше ощущалось отставание школьного строительства, в новых школах занятия проводились в две полные смены, не оставалось помещений для внеклассной работы.
Все шире стали входить в практику работы ленинградского учительства уроки-диспуты, уроки на производстве, в музеях, на пришкольном участке. Заметно повышался удельный вес самостоятельной работы учащихся на уроке, усиливался экспериментальный характер преподавания таких предметов, как физика, химия, биология. Большое значение приобрели экскурсии на предприятия, особенно эффективными оказались комплексные экскурсии, проводимые совместно несколькими учителями.
В первые послевоенные годы целью работы педагогов была устойчивая высокая успеваемость. В мужских школах успеваемость, как правило, была ниже, чем в женских. С 1 сентября 1954 г, по решению Совета Министров СССР было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек в школах Москвы, Ленинграда и других городов. В 1956 г, Министерством просвещения РСФСР был разработан учебный план, который первоначально предназначался для опытной проверки в небольшом количестве школ как попытка построения всего учебного процесса в старших классах на принципе политехнизации. По РСФСР таких школ наметили 500, из них в Ленинграде — 169. Кроме того, еще в 103 школах было организованно производственное обучение.
К началу 1958/59 учебного года в школах города было создано 372 слесарных, 363 столярных, 30 швейных мастерских, 54 рабочих комнаты, 186 кабинетов машиноведения, 173 кабинета электротехники. Значительно пополнились учебными пособиями кабинеты физики, химии, биологии, черчения. Большую помощь школам оказывали заводы города. Ленинградская школа участвовала в 60-е гг. в эксперименте Академии педагогических наук РСФСР по переводу начальной школы с четырехлетнего на трехлетнее обучение. С 1966 г. в ленинградских школах начали вводится факультативные занятия, открылись школы с углубленным изучением предметов. В Ленинграде были открыты школы с углубленным изучением английского, французского, немецкого, испанского, итальянского, китайского языков, математики, физики, химии, биологии. В 1965/66 учебном году в городе насчитывалось 53 подобных школы.
По итогам 1977 г. в Ленинграде был завершен переход ко всеобщему среднему образованию. Постоянно увеличилось количество общеобразовательных школ — с 446 в учебном году до 517 в и 559 в при уменьшении численности учащихся в них (соответственно с 341,6 тыс. до 431 тыс. и 421,3 тыс.}. Сокращалось число школ, работавших в две смены. С 1986/87 учебного года в Ленинграде начался массовый прием в первые классы детей шестилетнего возраста. Было положено начало внедрению в учебный процесс электронно-вычислительной техники, в 12 районах города были открыты компьютерные центры, 16 школ оснащены дисплейными классами.
Тревогу вызывали в 80-е гг. недостаточный уровень методического оснащения деятельности учителей, уровень начального образования («без ошибок выполнили контрольный диктант только 20—25% учащихся»). Отмечалось, что очень распространенным было под любым предлогом «выживать» из школ с углубленным изучением предметов слабоуспевающих учащихся. Было принято решение ежегодно открывать в городе по 20 школ с углубленным изучением иностранного языка, чтобы к 1995 г, количество учащихся, изучающих иностранный по углубленной программе, увеличилось вдвое. Руководители школ, проявив излишнюю поспешность, открывали классы для шестилеток там, где для этого не было соответствующих условий. Базовые предприятия формально подходили к производственному обучению школьников. Эффективность работы учебно-производственных комбинатов в трех проверенных районах была низкая, в них лишь 30% старшеклассников получают квалификацию.
Расширение школьной сети Ленинграда в послевоенные годы и увеличение числа учащихся приводило к постоянному недостатку учителей, а изменения в программах, в организационных моментах учебно-воспитательного процесса в школе вызывали необходимость постоянного совершенствования педагогических работников во всех направлениях. При росте численности учащихся обшеобразовательных школ города к 1950/1951 учебному году на 29,7% (в сравнении с 1945 г,) количество учителей увеличилось на 46,6%, но их недостаточное число, особенно по физике и математике, продолжала ошущатъся.
Половина ленинградских учителей имели высшее образование, чем ленинградское учительство заметно отличалось от других регионов. Большинство из тех, кто не имел законченного высшего педагогического образования, учился на вечерних и заочных отделениях пединститутов и на городских курсах повышения квалификации при ИУУ. Всему городу в то время были известны имена мастеров педагогического труда, заслуженных учителей РСФСР М. В. Кропачевой, Е. И. Васильевой, С. И. Куликевич, М. М. Загребиной, А. М. Сериковой, 3. П. Шабуниной, К. Ф. Тюриной, М. П. Ивашкевич, В. В. Тихомирова.