Содержание: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Другими научно-педагогическими центрами столицы второй половины XIX — начала XX вв. были Петербургский комитет грамотности и Петербургское Фребелевское общество, Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию (1905), Лига образования (1906—1917).
Стремительный рост потребности в образовании в условиях модернизации России на рубеже XIX—XX вв. повлек за собой необходимость соответствующего роста числа педагогов, требовал создания принципиально нового высшего педагогического учебного заведения. Таким вузом стала Петербургская педагогическая академия, высшее учебное и научно-педагогическое учреждение, созданное в 1907 г. по инициативе Лиги образования на базе педологических курсов, действовавших с 1904 г, при Педагогическом музее ГУВУЗ. Создание Петербургской Педагогической Академии было связано с широко развернувшимся в начале XX в, движением за высшее педагогическое образование. Академия имела целью готовить опытных и знающих экспертов по педагогическим вопросам.
Слушателями Академии могли быть лица обоего пола, без различия национальностей и вероисповедания, имевшие высшее образование и опыт педагогической деятельности. На протяжении всех лет работы Академии количество слушательниц превышало количество обучающихся мужчин: в 1908/09 учебном году в 1,3 раза, в 1909/10 в 3,4 раза. Курс Академии был рассчитан на 2 года. Предметы делились на общие, дополнительные и специальные. Слушателям демонстрировались достижения научных экспериментов, они проводили реферативную и исследовательскую работу, посещали уроки известных преподавателей и сами проводили пробные уроки, сопровождавшиеся их разбором. Большую активность проявили слушатели Академии при организации ее экспериментальной школы. Экспериментальная школа при Академии вела работу с родителями учащихся, выясняя условия их развития и воспитания в семье, предлагая родителям постоянно участвовать в проведении уроков и педсоветов. Прогрессивным было и введение слушателями совместного обучения мальчиков и девочек в этой школе.
Таким образом, именно в Петербурге зародилось отечественное педагогическое образование и система государственного контроля и стимулирования педагогической деятельности. При этом во всех нововведениях, связанных с подготовкой и условиями работы учителей. Петербург выступал в качестве своеобразной экспериментальной площадки, на несколько лет опережая внедрение этих новшеств в масштабе остальной страны. Многие из перечисленных черт петербургских дореволюционных педагогов последней группы представляются актуальными и сегодня.
Наступил 1917 год. Численность населения Петрограда сократилась за годы революции и гражданской войны с 1,5 млн. в 1917 г. до 722 тыс, жителей, но город оставался важнейшим центром образования Советской России. Уже 29 октября 1917 г. в Петрограде была организована Государственная комиссия во главе с А. В. Луначарским, опубликовано обращение, в котором излагались основы советской политики в области образования. Все петроградские учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса, в них была введена выборность педагогов, совместное обучение мальчиков и девочек. Закон Божий был изъят из числа учебных предметов, проведена реформа правописания. Были ликвидированы кадетские корпуса, институты благородных девиц, учебные духовного ведомства. В результате проведенной реорганизации новая единая школьная сеть Петрограда в 1919 г. включала 382 школы (94,3 тыс. учен.), в том числе 188 школ с классами II ступени (17 тыс, старшеклассников).
Строительство новой школы в Петрограде протекало в условиях осажденного города. Бедственным было материальное положение учителей, многие из которых вынуждены были оставить педагогическую работу. При этом работа в области становления и укрепления новой школы велась достаточно активно. Только за десять месяцев — с июня 1918 г. по март 1919 г. — в Петрограде был произведен ремонт более 200 школьных зданий. С октября 1918г. все школьники Петрограда снабжались бесплатными горячими завтраками. Дети мало обеспеченных родителей брались государством на полное содержание. Открылись 39 школ рабочей молодежи с обязательным обучением для 6200 подростков в возрасте от 15 до 17 лет, занятых на производстве. Учебные занятия для них производились в свободное от работы время 6 раз в неделю в продолжение не менее 2-х часов. Именно в Петрограде стали организовывать школы-клубы при предприятиях, имевшие характер внешкольного образования. Именно из них в дальнейшем были созданы первые школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1920 г, в городе появились опытно-показательные школы, среди них были работавшие еще с дореволюционных времен и новые советские учебные заведения.
С 1921 г. основным типом петроградской школы стала школа-семилетка, обучающая детей в возрасте от 8 до 15 лет с первой (четырехлетней) и второй (трехлетней) ступенями. Было организовано времяпрепровождение детей, предоставленных после школьных занятий обычно самим себе. Продленный день, занятия школьных кружков с 1921 г, стали широко представлены в Петрограде-Ленинграде. Были открыты первые летние колонии для детей беднейших родителей, которые прививали учащимся любовь к природе, эксперименту, физическому труду, сплачивали детские коллективы. С 1922—1923 гг. положение петроградской школы постепенно стабилизировалось. Росло число школьников (в 1922/23 учебном году — 104 тыс., в 1928/29 — 154 тыс.), причём, что было характерно именно для Ленинграда, за счет классов II ступени, куда переходило до 85% всех учащихся, окончивших I ступень.
В дореволюционном споре о преимуществах университетского или специального профессионально-педагогического варианта подготовки учительства большевики сразу поддержали второй вариант. Масштабность задачи обеспечения стремительно растущей советской системы образования специалистами заставила советское руководство отойти от эталона высшего ПО и задействовать промежуточный вариант, планировавшийся как временный, но в реальности существующий по сей день. Это вариант превращения дореволюционных учительских семинарий сперва в 2—3-летние педагогические курсы {1918—1921), а затем в 4-летние педагогические техникумы, из которых в дальнейшем вырастут нынешние педагогические училища и далее — педагогические колледжи.
Общей тенденцией стала пролетаризация советского учительства посредством регулирования государством социального состава студентов учреждений ПО. Велось и обновление преподавательских кадров. Кадры системы ПО выросли в 2 раза, но к 1930 г. состояли по-прежнему в основном из дореволюционных специалистов (только 5% из крестьян и рабочих, только 7% профессуры и 21% доцентов — коммунисты). Преподавание велось по дореволюционным учебникам и конспектам лекций.