Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Суббота, 06.12.2025, 11:38
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Главная » Фотоальбом » Белкины - Воронцовы
Фотографий в альбоме: 7



Педагогические династи в случайном порядке

Радечко - Чижовы - Кутузовы
Основателем этой замечательной петербургской династии стала Надежда Адольфовна Радечко (1914—2000) — учительница начальных классов, закончившая пед-училище в белорусском городе Слуцке, В 1933 г. она вышла замуж за военного — Афанасия Петровича Радечко, чья служба проходила на Дальнем Востоке, и работала батальонной учительницей. В 1937 г. в семье родилась первая дочь Людмила Афанасьевна, а в 1939 г. Светлана.

Мещерские - Новиковы
Основоположником династии стала Надежда Борисовна Мещерская (урожденная Орлова), которая родилась в Москве 12 мая 1902 г. Детство ее в основном прошло в Одессе (отец — инженер-путеец), иногда всей семьей ездили в Италию. Образование Надежды Борисовны было домашним: она учила с гувернантками европейские языки (немецкий, французский, английский), занималась музыкой. Интерес к учёбе, хорошие способности были отмечены позднее преподавателями московской женской гимназии, которую Надежда Борисовна посещала в 1913—1914 гг. В 1920 г., в возрасте 18 лет, Надежда Борисовна вышла замуж за морского офицера Николая Иосифовича. В 1921 г. родилась первая дочь Наталья, потом — Борис, Софья и Марианна. Около 1930 г. Надежда Борисовна начала работать учителем немецкого языка в школе № 6 на 8-й линии Васильевского острова, дом 29.

Зимины - Карпенко - Шелковины
Почему женщины идут работать в детский сад или в школу? Конечно, есть среди них те, кто с детства мечтает быть учителем или воспитателем. Да и какая девочка, учась в школе, не представляет себя в роли учительницы? Но, чаще всего, даже закончив педагогический вуз, девушки рисуют себе в воображении пути, далеко обходящие школы и детские садики. Лишь когда они становятся матерями, а детям предстоит идти в садик или школу, в голову приходит мысль: а почему бы и нет? И лишь потом понимают, что работа с детьми — и есть их призвание.

Риехакайнен
Сейчас трудно сказать наверняка, что подтолкнуло юного Александра Семеновича Риехакайнена, окончившего школу на Васильевском острове, в конце 20-х гг. XX в. пойти в учителя. Вехи его педагогической биографии таковы — педагог начальных классов, директор начальной школы поселка завода Калище, затем работа инспектором отдела народного образования Ораниенбаумского уезда (ныне — Ломоносовский района Ленинградской области).

Грабовские - Хоцко
Начало династии, насчитывающей сегодня уже четыре поколения педагогов, было положено Василием Васильевичем Грабовским, который родился в 1881 г. в селе Грабово Бежанинского района Псковской области в семье небогатого крестьянина. Он избрал стезю народного учителя и трудился в земских школах деревень Загорье, Камешки, Чихачево, Марыни Псковской области. В Загорье он организовал первую в области воскресную вечернюю крестьянскую школу для взрослых и даже стал инспектором школ города Острова. После революции Василий Васильевич продолжил служить народному просвещению. В 1926 г. он стал преподавать историю в Псковском педагогическом техникуме, а в 1933 г. его перевели в Ленинград на должность заведующего 3-й Детскосельской школой в Детское Село (так тогда назывался город Пушкин). В дни ленинградской блокады Василий Васильевич занимался эвакуацией жителей Пушкинского района. Эшелон, начальником которого был Грабовский, оказался последним, вырвавшимся из кольца блокады.

Белоусовы
Среди директоров петербургских школ непросто назвать имя человека более авторитетного, мудрого и принципиального, чем Николай Владимирович Белоусов. Всю трудовую биографию он посвятил профессии педагога и до последнего дня жизни щедро делился с учениками теплом своей души. После его трагической смерти дети и внуки бережно собирают архивы — стихи, интервью, записи.