Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Суббота, 13.12.2025, 12:46
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Главная » Фотоальбом » Артюхевич - Рассказова - Шелгунова
Фотографий в альбоме: 3

  • М.А. Шелгунова 30.01.2011 162nord 2088 0 0.0


Педагогические династи в случайном порядке

Базыкины - Лапины
1959 год. Мне пять лет. Я сижу за столом возле мамы. Мама занимается делом, которое я очень люблю. Вот она открывает тетрадь, долго смотрит в нее, потом берет красный карандаш и ставит «пятерку». Я знаю, что это именно «пятерка», знаю, что бывают и другие отметки, но эта нравится мне больше всего. Мама открывает другую тетрадь, затем еще и еще. Я завороженно слежу за ней. Какой чудесный карандаш! Какие красивые отметки! Больше всего мама любит ставить «пятерки» и «четверки». А когда ставит «тройку», то вздыхает и качает головой. Вдруг раздается папин голос, мама встает и уходит. Карандаш... Он лежит на столе... Его можно взять... Беру! Открываю тетрадь! Ставлю большую, очень большую «пятерку»!

Белкины - Воронцовы
Основоположник педагогической династии — Мария Ивановна Власова, проработавшая всю жизнь учителем начальной школы в селе Терпилицы Ленинградской области. В 1931 г. свою педагогическую деятельность в этой же школе начала ее дочь Таисия Федоровна, окончившая педагогический техникум имени Плеханова в Ленинграде. В трудные времена коллективизации и первых пятилеток Мария Ивановна с дочерью Таисией учили грамоте не только детей, но и взрослых — их ученики порой были старшей своих учителей. Вскоре Таисия вышла замуж за тракториста села Терпилицы Григория Ивановича Белкина.

Епанчинцевы - Крундышевы
Основоположницей этой замечательной педагогической династии стала Клавдия Архиповна Епанчинцева, которая начала свою учительскую биографию до Великой Отечественной войны в школах Омской железной дороги. Когда ее мужа призвали на фронт, Клавдия Архиповна, оставшаяся с двумя детьми, семи и четырех лет, продолжала учительствовать. В своем доме она приняла одиннадцать ленинградцев, которые были эвакуированы в Омск с предприятием. В эти трудные фронтовые годы Клавдия Архиповна стала директором школы. О молодом, отзывчивом и энергичном директоре школы впоследствии писала газета «Омская правда» 12 апреля 1946 г. в статье «Спасибо за заботу»: «...Хочется от всей души сказать тов. Епанчинцевой: спасибо за чуткость, заботу о нас, семьях погибших воинов...» (Т. А. Бриль, М. Ф. Макеева, учителя средней женской школы № 138)».

Баканова - Степанова - Кунец
Антонина Ивановна Баканова свою педагогическую биографию начала перед Великой Отечественной войной, окончив краткосрочные курсы учителя начальных классов. По-настоящему преподавать в школе в Новгородской области она стала лишь в 1945-м, и трудилась там вплоть до своего замужества и переезда в Ленинград. Здесь она работала сначала воспитателем, а потом заведующей в детском саду. По стопам Антонины Ивановны пошла и ее дочь — Ирина Михайловна Степанова.

Павловичи - Акатова
Василий Иванович Павлович появился на свет в 1883 г. в семье священника в поселке Поневежец Ковенской губернии. Его жизненный путь казался предопределенным — поступил сперва в духовную семинарию, а затем в Вильнюсскую духовную академию. Но Василий увлекся политическими идеями, и в 1905 г. его исключили из академии за участие в студенческой демонстрации. Однако по ходатайству матери, Василий был восстановлен, поскольку после смерти отца остался единственным кормильцем в семье. Академию Василий закончил в 1908 г., но, окончательно разуверившись в религии, духовный сан принимать отказался, а вместо церковной стези избрал учительский труд — уехал работать учителем истории в Слонимское реальное училище, а вскоре даже стал его директором.

Орестовы - Каневские
Вот уже более века трудятся на ниве народного просвещения представители педагогической династии Орестовых — Каневских. Учительствовать еще в XIX в. начал Николай Александрович Орестов (1872—1915), происходивший из небогатой семьи мещанского сословия. После окончания гимназии молодой человек отправился работать сельским учителем в деревню Полково Солотчинской волости Рязанского уезда. В дореволюционной России статус преподавателя, пусть даже в сельской школе, был достаточно высок. Николай Александрович учил деревенских детишек не только читать, писать и считать, он вел уроки по истории и географии, проводил простые опыты по физике и химии из подручных материалов. Отбушевала революция, отгремели две войны, но долгое время в деревне добрым словом вспоминали учителя Орестова.