Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Пятница, 20.10.2017, 19:06
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Педагогические династии

Комляковы - Соболевы

Любовь Александровна Соболева: " Никогда не знает меры счастье "

1 сентября 2009 года, Больница Мечникова (ныне Святого Петра).
Спешу с букетом белых роз в хирургическое отделение. Поднимаюсь на второй этаж. Сидит в коридоре, ждет. Ему 78.
— Цветы кому?
— Тебе.
— Зачем?
— Первое же сентября!
— Ну и что?
— Я принесла цветы своему любимому учителю, мы же с тобой познакомились 50 лет назад 1 сентября. Тогда я не знала, что это последнее 1 сентября, которое мы встретили вместе.


В.И. Комлякова

Где могла ученица 7-го класса 119-й восьмилетней школы Выборгского района встретиться с молодым учителем? Конечно, на уроке. Уроке русского языка. Ученица, правда, прилежная, любит учиться. А учитель. Молодой? Не очень. Симпатичный? Так себе. В толстых очках. Но голос красивый, звучный, мужской. Говорит с шутками, непривычно для нас.

Первый диктант. Одна «пятерка» в классе. Конечно, у меня. Приятно. Похвалил. Обратил внимание. Звали его Геннадием Павловичем, было ему 28 лет. Наша маленькая школа на Выборгской набережной была удивительная, фасад украшен лепниной. Это чей-то, видимо, особняк, который со временем снесли, а зря — красивый был: светлые кабинеты, актовый зал, столовая, пионерская комната, кабинеты биологии, химии, физики, библиотека, столярная и слесарная мастерские (занимались и девочки, и мальчики), спортивный зал.

Что я помню из тех лет?

В 7—8 классах мы считались старшеклассниками, хотели общаться, танцевать, радоваться. Учила нас танцевать мама одного из учеников бесплатно и чуть ли не месяц по вечерам. Где танцевать? На вечерах, конечно.


Г.П. Комляков. 1976 г.

Они проходили так. Концерт художественной самодеятельности обязательно, школьная форма обязательно, потом танцы. Все учителя присутствуют, сидят рядком вдоль стеночки, наблюдают. Но вот вальс. Представьте себе, мальчики приглашают учительниц, девочек приглашают и новый учитель литературы, и учитель рисования, и учитель физкультуры. И наступил счастливый день, когда на вечер разрешено было прийти не в школьной форме. Моя мама постаралась (она была портнихой) и сшила мне скромный, но не типовой наряд, который произвел впечатление как на девочек, так и на мальчиков. Меня приглашали танцевать нарасхват (чего раньше не было), девочки обижались, но вот и он... Я танцую вальс с Геннадием Павловичем. Сердечко замирает. Второй знак внимания, как в фильме «Золушка». Этот учитель с университетским образованием покорил нас, учеников. Заработал драмкружок, нашлись актеры, художники-оформители, осветители, рабочие сцены. Издавался поэтический альманах со стихами учеников.

После уроков спешили в пионерскую, где порой до позднего вечера горел свет, а мы с упоением репетировали, рисовали декорации, шутили, учились дружить. Ставились на сцене и рассказы Чехова, и «Песни о войне», и даже спектакль из 4-х действий «Судьба барабанщика».


К.Г. Комлякова. 2003 г.

Геннадий Павлович принес на уроки литературы дух поэзии, открыл для нас новую литературу шестидесятников. Мы, конечно, сами ее не читали, но знали новые имена из рассказов учителя. Это были ориентиры для нашего будущего развития. С этим учителем ездили на экскурсии, посещали театры, и по сей день мы, дети рабочей Выборгской стороны, благодарны ему за то, что «он создал нас, он воспитал наш пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада возжжена».

Учась у таких замечательных людей, хотелось быть похожими на них. Я точно буду учительницей! — думала я и поступила после окончания 8-ми классов в 1961 году в Ленинградское педагогическое училище им. Некрасова.

Но связь со школой не прервалась (была все-таки председателем совета дружины, членом районного пионерского штаба) — приходила в школу, там работали близкие мне люди, там училась моя младшая сестра, там был Геннадий Павлович. Мы встречались, он приглашал меня в театр, кино, много интересного рассказывал, посещали литературные вечера в Лектории на Литейном, бывали на встречах с писателями Виктором Конецким, Булатом Окуджавой и другими, на поэтических вечерах. Так формировались мои взгляды не только на искусство, но и на жизнь.

В 1963 году наши семьи разрешили (после семейных советов) нам пожениться. Разница в возрасте — 15 лет. Но мы прожили в счастливом браке 46 лет, родили и вырастили двух дочек — Ксению и Веру.


Л.А. Соболева. 1985 г.

Выйдя замуж за учителя, я попала сразу на большой пед-совет и в семье, и в коммунальной квартире, где жила семья. Мать мужа, моя единственная, строгая, справедливая свекровь Вера Ивановна Комлякова — завуч школы № 100 Выборгского района и учитель географии — мягко и строго повела меня и по жизни, и по педагогическим тропам. От нее я узнала многих учителей района, с ней была на первых районных Днях учителя, которые проводились тогда в Выборгском ДК. Видела, как уважительно относятся к ней коллеги. Ее знали многие, так как она была одновременно и методистом района по географии. До последних лет своей работы в школе ходила с ребятами в походы, вела краеведческую работу. Человек принципиальный, неконфликтный, преисполненный чувства долга, прекрасный специалист, она стала и для нас примером служения школе. Одной семьей в одной квартире мы прожили 33 года до самой ее смерти в возрасте 89 лет. Вера Ивановна вырастила наших дочерей и, когда читала им сказку «Царевна-лягушка», объясняла девочкам, что есть боярские дочери, есть купеческие, а вы — учительские.

И действительно, старшая внучка ее — Ксения Геннадьевна Комлякова — уже заканчивает свой 26-й учебный год в качестве педагога, учителя математики гимназии № 105.

Что характерно для учителей Комляковых? Во-первых, мне кажется, это внимательное, добросердечное и неравнодушное отношение к ученикам, какими бы они не были. Во-вторых, профессионализм, глубокое знание своего дела. В-третьих, широта взглядов и интересов, готовность всегда прийти на помощь.

Выйдя замуж, я не сменила фамилию, по молодости считая, что нечего прикрываться чужими педагогическими лаврами — лаврами свекрови, и осталась Соболевой.

В апреле 1965 года окончила четырехлетнее обучение в педучилище имени Некрасова и с осени приступила к работе учителем начальных классов в 92-й средней школе Выборгского района. Мне было 19 лет. Класс сборный — 2 «д». Школа работала второй год. Я попала в крепкий педколлектив, где старшие помогали начинающим, где была дисциплина, требовательность и при этом веселые учительские вечера. Учителя обязаны были приходить на праздники с супругами. Руководила школой Ариадна Васильевна Фролова — строго, мудро и профессионально.

За время работы в 92-й школе я окончила заочно ЛГПИ им. Герцена, родила дочку Ксению, ставшую продолжательницей нашей педагогической династии. Это ли не счастье?

Окончив институт, я перешла на работу в 534-ю школу, в которой проработала 36 лет. Была учительницей начальных классов и в течение 19 лет заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Я счастлива, что судьба привела меня в 534-ю школу, где сложился прекрасный, творческий, чуткий коллектив учителей начальных классов.

В 2008 году в возрасте 62 лет вышла на пенсию. Тяжело переживала этот шаг — потерю любимой работы. Трудно привыкала к новому режиму — заботе о больном муже, помощи дочерям, активному участию в воспитании внучек, но не жалею ни о чем. Кто, если не я, передаст семейные традиции, прочтет вслух лучшие книжки, выслушает жалобы и восторги, сходит в театр, в музей, на экскурсию, просто погуляет в парке и расскажет о блокаде, о своей долгой работе учительницей, рассмотрит вместе с внучками Сашей и Ниной семейные альбомы, научит их добру и любви?

Может быть, одна из них станет учительницей и понесет зажженный нами факел педагогического труда?
Я — счастливый человек! Жизнь не кончается!

Категория: Педагогические династии | Добавил: 162nord (31.01.2011)
Просмотров: 4760 | Теги: Соболевы, Комляковы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]