Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Понедельник, 25.11.2024, 08:51
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Педагогические династии

Сауковы - Еляковы

Воспоминаниями о предках, размышлениями о педагогических традициях своей семьи делятся представители разных поколений династии Сауковых.

Говорит Лариса Константиновна Саукова:


Л.К. Саукова. 1 сентября 1975 г.

«Росла я в семье, где папа был учителем математики, а мама — бухгалтер. Папа работал в Школе Рабочей Молодёжи. Дома проверял тетради, переживал за своих учеников, много рассказывал про школьные будни. Я любила слушать эти папины рассказы, смотреть тетради. Я думаю, пала был строгим, но справедливым учителем. Мог дать ученикам и давал знания не только по математике, но и по истории города, литературе. Мог быть экскурсоводом во многих музеях города Ленинграда. Стремления к знаниям он привил и нам с братом.

Наверное, эта семейная обстановка во многом и способствовала выбору профессии. Я с детства любила маленьких ребят, любила нянчиться с ними, гулять с коляской, пеленать малышей, кормить из бутылочки. Взрослые мне доверяли малышей, учили с ними обращаться. Моя мечта была работать в родильном доме с новорожденными или в «Доме малютки». Мне казалось, что я могу помочь ребятишкам. Хотела работать в детском. саду. И, поступив в педагогическое училище, до конца не осознавала, что буду учителем. Но стала. И об этом не жалею, отработав в школе вот уже полвека.

Помню первый пробный урок по математике в базовой школе. Получила оценку «три» из-за того, что неправильно поставила ударение в слове «повторить». Учитель по математике в училище был очень строгий. После урока он сказал: «Урок дала хорошо, но нельзя, чтобы учитель говорил неправильно!».

Помню пробный урок в четвертом классе по естествознанию. Тема: «Воздухоплавание» . Из папиросной бумаги был сделан воздушный шар. Он должен был подняться в воздух от нагревания. И вот через весь город я ехала с керосинкой, чтобы этот шар взлетел в классе. Урок удался, но за керосинку страшно попало.

Я закончила педагогическое училище в 1957 году, и по распределению РОНО попала в 51-ю школу Ждановского (ныне Петроградского) района. Я очень обрадовалась, потому что эту школу закончил мой брат.

В школе меня встретили доброжелательно, доверив преподавать в четвертом классе. Я плакала, боялась четвероклассников. Помню урок математики в 4 классе, Тема: «Геометрический материал». Мне казалось, что я к нему хорошо готова. И вдруг на урок приходят директор школы Галина Григорьевна Кузьмина и грозный инспектор РОНО. Увидев их, я растерялась так, что урок закончила за 20 минут, а что делать дальше — не знала. Выручили ребята, которые начали самостоятельно решать задали. А в те годы урок должен был идти по строго определенному плану. На обсуждение урока меня не вызвали, но в школе оставили. Спасибо директору школы. И так год за годом я отработала учителем начальных классов пятьдесят лет».

Говорит Эдуард Константинович Сауков:


Э.К. Сауков. Урок физики.

«Родился я в семье учителей. Мама — Л. И. Дунаева, окончив а 1933 году Московское педагогическое училище, была направлена на работу в Карелию, где проработала до 1941 года. Там же работал учителем истории мой отец К.П. Сауков.
2 февраля 1951 года меня приняли в комсомол и дали поручение — быть пионервожатым 4а класса 256-й школы. Работать с ребятами (турпоходы, спектакли, пионерские сборы) мне нравилось, и занимался я с ними с большим удовольствием.
Большую роль в моем будущем сыграл отчим С. А. Макаров, майор-фронтовик. При выборе профессии он посоветовал продолжить дело погибшего на фронте отца, которого очень ценили в Карелии. Поэтому я решил поступать в ЛГПИ им. А. И. Герцена на физико-математический факультет. Но не прошел по конкурсу — не добрал одного балла. Пошел на завод, стал фрезеровщиком. В 1956 году удалось поступить в филиал ЛГПИ в Выборге. В 1957 году филиал закрыли, а меня перевели в ЛГПИ, который и окончил в 1960 году и стал преподавателем физики. И в институте я нашел преподавателей, ставших моими любимыми. Это окончательно склонило меня к преподавательской деятельности».

Говорит Тамара Эдуардовна Саукова:


Т.Э. Саукова

«Я работаю в школе с 1981 года. Сначала была старшей пионервожатой в школе № 51, где работает моя мама. Затем стала учителем математики в школе № 86. А с 1991 года была и заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
В детстве любила играть в школу с куклами и уже тогда проводила с ними уроки математики. Даже мелом писала на обоях, потом стирала, но родители все же увидели и очень сильно ругали меня за это. В школе я была звеньевой, а проводить заседания звена нужно было обязательно. Мне нравилось проводить занятия о животных по журналу «Юный натуралист». Я готовилась, вырезала картинки, а затем рассказывала своим одноклассникам о самых интересных животных. Но никогда не мечтала быть как мама и папа — учителями. Всегда говорила: «Никогда не буду учителем!» Больше всего мне не нравилось, что, придя с работы, родители садились за тетради. подготовку к урокам. Иногда уезжали или уходили со своими воспитанниками на различные экскурсии. Мама всегда работала в две смены. Приходила поздно. Моя мечта была — стать детским врачом.

Но, наверное, учительские традиции и привычки сильно вошли в наши души. Не поступив в Педиатрический институт, проработав один год в больнице санитаркой, я все равно поступала в ЛГПИ им. А. И. Герцена на факультет математики. Закончила заочное отделение, одновременно работая пионервожатой.

Я очень благодарна всем своим учителям: прежде всего — маме и папе, учителям школы №54 — где закончила десять классов, учителям школы № 51 — где меня научили основам профессии, учителям школы № 86 — где дали мне работу, поверили в меня и где работаю до сих пор. И вот уже сейчас мои первые ученики приводят в школу своих детей. Как это приятно, волнительно, здорово. А как хочется, чтобы и моя дочь пошла по нашей семейной стезе!»

Говорит Марина Эдуардовна Елякова:


М.Э. Елякова

«1 сентября. Первый день нового учебного года. Улыбки, разговоры о прошедших каникулах, мечты о будущем, новые друзья и новые ученики. О чем думает Саша? А почему на глазах у Пети слезы? А вот Анечка крепко держит маму за руку и боится ее отпустить. Стану ли я для них другом, советником, наставником, настоящим учителем? Смогу ли я подобрать «ключик» к каждому из них? Смогу ли подобрать нужное слово для каждого? Каждый раз, когда беру новый первый класс, невольно задумываюсь над этими вопросами. Ведь каждый родитель отдает своего ребенка, доверяя мне, а каждый первоклассник, надеется на меня. Вот уже почти тридцать лет я работаю учителем начальной школы ГОУ СОШ №51 Петроградского района. В этой школе начинали мои мама и папа. В этой школе работала моя сестра.

Я не могла избрать другую судьбу, кроме учительской. Ведь эту профессию я знаю с детства. Все друзья моих родителей — это учителя, которые тоже начинали трудовой путь в этой школе. Я с детства видела, как работали мои родители: как они проверяли тетради, делали пособия, готовились к урокам, внеклассным мероприятиям.

Учась в школе, была вожатой, организовывала конкурсы, игры, ездила с ними на экскурсии, даже замещала уроки. Мне это очень нравилось, и все поручения я выполняла с большим удовольствием. Мои одноклассники называли меня «училкой», а я не злилась, а, наоборот — гордилась. Летом меня соседи оставляли со своими детьми, уезжая по делам или на работу.

Узнав, что я пойду в педагогический институт, папа встал в дверях и сказал: «Не пущу! Ты разве не знаешь про труд учителя, про трудности, про ежедневные переживания!». Но я сказала, что все равно пойду, поступлю и буду учителем. Поступала в институт, никому ничего не сказав, сообщила только об этом, когда поступила. Папиной реакции боялась, но он обрадовался.


Л.К. Саукова 1958-1959 гг.

Конечно, родители — это мои первые наставники, помощники и советники. Но в школе в меня поверили, помогли. Помню свои первые открытые уроки. На одном из них два ученика подрались прямо на уроке: не поделили, кто первый будет отрывать лепесток от ромашки. Мои дети выросли в этой школе. Старший сын учился у меня и у мамы. Я вела у него русский язык и литературу, а мама — математику. Ох, и трудно ему пришлось. В старших классах физику у него вел папа. А классным руководителем моего младшего сына была его бабушка, моя мама. Он все уроки называл ее Лариса Константиновна, а как только звенел звонок с уроков, спрашивал; «Бабушка, мы скоро домой?» Очень много еще можно рассказать из истории нашей учительской династии. Мы с сестрой очень благодарны своим родителям за наше воспитание и учительское настоящее. И они могут гордиться своими детьми... А мама и папа были, есть и будут наши первые учителя, наши самые строгие наставники и самые любимые родители».

Категория: Педагогические династии | Добавил: 162nord (31.01.2011)
Просмотров: 6456 | Комментарии: 1 | Теги: Сауковы, Еляковы | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Елена  
0
Тамара Эдуардовна! С интересом прочитала о тебе и твоей семье. Радостно, что в нашей школе работают такие замечательные люди и педагоги по призванию. Желаю тебе и твоим близким здоровья и удачи во всём!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]