Главная » Статьи » Педагогические династии |
Мещерская Н.Б. Основоположником династии стала Надежда Борисовна Мещерская (урожденная Орлова), которая родилась в Москве 12 мая 1902 г. Детство ее в основном прошло в Одессе (отец — инженер-путеец), иногда всей семьей ездили в Италию. Образование Надежды Борисовны было домашним: она учила с гувернантками европейские языки (немецкий, французский, английский), занималась музыкой. Интерес к учёбе, хорошие способности были отмечены позднее преподавателями московской женской гимназии, которую Надежда Борисовна посещала в 1913—1914 гг. В 1920 г., в возрасте 18 лет, Надежда Борисовна вышла замуж за морского офицера Николая Иосифовича. В 1921 г. родилась первая дочь Наталья, потом — Борис, Софья и Марианна. Около 1930 г. Надежда Борисовна начала работать учителем немецкого языка в школе № 6 на 8-й линии Васильевского острова, дом 29. Второй учитель в династии — Марианна Николаевна Новикова (урожденная Мещерская). Родилась она 20 сентября 1927 г. в Ленинграде. В 1945 г. она поступила на филологический факультет ЛГУ, на французское отделение. С осени 1950-го до лета 1952 г. Марианна Николаевна училась в аспирантуре РГПИ им. А. И. Герцена и там же преподавала. В 1951 г. мужа Марианны Николаевны из Ленинграда перевели в Балтийск, и Марианна Николаевна, понимая, что семья дороже карьеры, уехала с детьми к нему. Потом был Таллинн, где в 1962 г. удалось найти место учителя английского языка (по диплому он шел вторым, но о преподавании любимого французского тогда мечтать не приходилось, а английский Марианна Николаевна знала прекрасно). В 1966 г. семья вернулась в Ленинград. Здесь начался «французский» педагогический путь Марианны Николаевны, который продолжается до сих пор — в ее учениках, в ее прямых потомках. Первая школа, которая помнит Марианну Николаевну — школа № 155, на Греческом проспекте. О работе Марианны Николаевны в 155-й школе вспоминает ее младшая коллега Лариса Александровна Горячева, сейчас ведущий сотрудник отдела внешних связей Российской национальной библиотеки:
М.Н. Новикова с группой французского языка. «В далеком 1972 году, окончив ЛГПИ им. Герцена, я пришла на работу в школу № 55 на Греческом проспекте. Как "молодому специалисту", французский мне доверили не сразу. Когда у меня появились второклассники, оказалось, эти дети были раньше учениками Марианны Николаевны, которой пришлось с ними расстаться (так сложилось). Так началось наше знакомство. Я с большим интересом посещала уроки Марианны Николаевны, она никогда не отказывала мне в этих посещениях. Прекрасное знание языка, спонтанные разговорные ситуации на уроках. Все было так интересно и поучительно, что 45 минут пролетали мгновенно. Дети не уставали, занимались с радостью. И всегда был отличный результат! Высокий профессионализм, любовь и уважение, требовательность, безграничная деликатность, ответственность — вот те качества, которые необходимы учителю. Этими качествами обладала Марианна Николаевна Новикова, талантливый учитель нашего времени, воспитавший много хороших, добрых, знающих, интересных людей». В 1975 году Марианна Николаевна перешла в школу № 505, где проработала семь лет до выхода на пенсию. Вспоминает Татьяна Максименко, режиссер: «В школе она мне казалась очень строгой. Ее группы французского языка были самыми сильными. Многие хотели бы учиться в ее группе, дети интуитивно, по-видимому, чувствовали, что Марианна Николаевна обязательно научит. Французский мне нравился, но выше тройки я не поднималась. Я училась в другой группе и однажды поняла, что хочу попасть к Марианне Николаевне. Меня перевели. Это был конец третьей четверти, в июне экзамены, а я полный ноль по французскому. Что делает Марианна Николаевна? Она каждое утро приходит за час до занятий и бесплатно занимается со мной языком. Результат — самостоятельно сдаю экзамен на "четверку". Только потом я узнала, что Марианна Николаевна просила завуча, что если я буду отвечать на "'тройку", всё равно поставить «четыре», потому что я наверстывала за два с половиной месяца всю программу со второго класса. Для нее было важно не убить во мне веру в себя, что я могу говорить по-французски. На что завуч ей после экзамена ответила, что она зря так за меня волновалась, у девочки крепкая "четверка". Марианна Николаевна не только учила языку, она учила культуре. На французском я знакомилась с литературой, которую до этого не любила. Вдруг мне стало интересно. На французском впервые услышала слова "импрессионисты", "романтизм", "эпоха Ренессанса". Несмотря на то, что, как всем детям, мне хотелось посидеть на диванчике в залах Эрмитажа, я впитывала Моне, Пикассо, Гогена, Ватто, Пуссена... На французском я учила русский. Я до сих пор ловлю себя, что русские фразы я строю по-французски. Марианна Николаевна умела очень просто объяснять очень сложные вещи. Друзьями мы стали намного позже, когда она уже ушла на пенсию. Ее сдержанность, которая мне казалась строгостью, скрывала очень незащищенную, нежную, добрую, умную женщину, которая все умеет делать. Я не хотела забывать французский язык, и Марианна Николаевна продолжала со мной заниматься языком. Мы говорили обо всем — по-французски! У нее были уникальные методики обучения языку. Как-то я у нее спросила, почему она не работает в университете или институте? На это она мне ответила, что хотела быть просто учителем, "К тебе приходит нечто, и ты из этого лепишь человека. Ты видишь результаты своих усилий". Мне нравилось её благородство, её тихий голос, ярко-синие, как незабудки глаза, ее интеллигентность — она для меня была эталоном на всю жизнь. И в трудной ситуации я говорю про себя ее словами: "Дипломатия, еще раз дипломатия"».
И.А. Новикова со своим воспитательским классом (9-а) Третий учитель в семье — Ирина Асеновна Новикова, дочь Марианны Николаевны. После школы она поступила на химический факультет ЛГУ. В 1981 г. в школе № 505, где в тот момент работала Марианна Николаевна, освободилось десять часов химии, и Ирина Асеновна решила попробовать себя в роли учителя. Алла Маркова (сейчас Алла Геннадьевна Харитонова, директор школы № 548) вспоминает, что училась у Ирины Асеновны в 7—8 классах (1981 —1983 гг.): «Мы знали, что она дочка Марианны Николаевны и невольно сравнивали их. Ирина Асеновна была мягким человеком, знающим предмет, но сомневающимся в правильности своих действий». Через девять лет Ирина Асеновна ушла в школу № 392, где работала в течение 15 лет, при этом в течение пяти лет была заместителем директора по внеклассной работе. В 2005 г. Ирине Асеновне позвонила бывшая ученица, ставшая директором школы № 548, и попросила помочь: школа была в плачевном состоянии, нужны были учителя — в том числе химии. Ирина Асеновна не колебалась, взяла дополнительную нагрузку и в течение года совмещала работу в двух школах. Сегодня Ирина Асеновна продолжает преподавать химию в 548-й школе. Вот слова бывшей ученицы школы № 392, Елены Перовой, собирающейся стать учителем — не в последнюю очередь благодаря знакомству с Ириной Асеновной: «Если бы в школе мне сказали, что по ее окончании я буду общаться со своей "химичкой", я бы очень посмеялась — какой интерес учителю общаться со своим двоечником-учеником, а ему, в свою очередь, с учителем такого недоступного предмета? Ирина Асеновна — мой школьный учитель химии, но т.к. наука эта никогда не привлекала меня ни своей органической, ни неорганической стороной, то и говорить я буду об Учителе, без уточнения дисциплины. Помню, что на уроках я всегда сидела и тряслась — а вдруг меня спросят? Тряслась до тех пор, пока однажды в коридоре не догнала Ирину Асеновну со словами: «Пожалуйста, скажите, что мне сделать, чтобы не получить двойку в полугодии?!». Она положила руку мне на плечо, улыбнулась, посмотрела как-то очень спокойно и тепло и ласково ответила: «Лена, успокойся, все у тебя хорошо будет!». В тот момент я поняла, что и учитель химии может быть моим другом, и что химия здесь ни при чем, ведь человеческие отношения — вот что действительно важно. Моя будущая профессия — педагог. Мне есть у кого учиться, на кого ориентироваться и у кого попросить совета». | |
Просмотров: 6857
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |