Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Понедельник, 25.11.2024, 08:51
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Педагогические династии

Багрий - Поповченко


М.С. Багрий. 1967 г.

В 1922 г. в Ленинграде родилась Марцелла Степановна Голянская. Она росла на Большой Посадской улице, в доме № 10. Из этого дома в годы блокады она ушла на фронт и вернулась из Праги, после Великой Победы, на эту же улицу, в этот же дом. Здесь она родила двоих детей, вырастила их и жила долгие годы в трудах и заботах о своей семье и своих учениках.

Сорок третий год. Зима. Красноармеец Марцелла Степановна несла почту из штаба дивизии, располагавшегося в районе Кировского завода, на передовую, пролегавшую за больницей Фореля, чуть дальше нынешнего шумного Ленинского проспекта. В ее нелегкой сумке почтальона лежали долгожданные для бойцов 72-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта письма от родных и близких.


М.С. Багрий. 1970 г.

Тогда, в 1943 г., Муся Голянская и предположить не могла, что совсем недалеко от этих мест, где 72-я стрелковая защищала свой родной Ленинград, сжатый кольцом фашистской блокады, через каких-то 56 лет в школе № 548 начнет работать ее дочь — Галина Витальевна Поповченко. Вот она-то и напишет о тех, теперь уже далеких событиях, ставших началом трудового пути учителя — Марцеллы Степановны Багрий.

Говорит Галина Поповченко:

« Началась блокада Ленинграда. Моя мама — студентка 2-го курса института иностранных языков — не поехала со своим институтом в эвакуацию, а осталась в осажденном городе. Вместе с другими жителями она была направлена на рытьё окопов для защитников осажденного города.

Вскоре прошла прослушивание (как сейчас бы сказали — выиграла "кастинг") в агит-взвод 72-й дивизии, так как хорошо играла на скрипке (окончила музыкальную школу), была артистична, неплохо пела. Артисты агит-взвода давали концерты не только для бойцов своей, 72-й дивизии, но для других воинских подразделений Ленинградского фронта. В программах выступлений исполнялись произведения Чайковского, Глинки, Даргомыжского и, конечно же, вальсы Штрауса. Когда не было концертов и выступлений, взвод располагался в Колпино, в небольшой избушке на берегу реки Ижоры. Фашисты постоянно обстреливали эту избушку, но все-таки им не удалось сорвать ни одного концерта. В конце 1943 года агит-взвод был расформирован. Начиналось наступление.

Мариелла Степановна стала выполнять обязанности почтальона. Фронтового почтальона по распорядку никто не должен был обеспечивать транспортом. Ее могли только подвезти, подбросить, и почтальон Муся Голянская шагала дорогами войны, выполняя свой святой долг перед Родиной и людьми. Она проходила многие километры и приносила газеты и треугольники писем бойцам фронтовых подразделений.

Почтальон Муха, как ласково ее называли однополчане, даже в самые сильные морозы не надевала валенки, носила изящные хромовые сапожки. Её всегда с нетерпением ждали на передовой. Господь хранил мою маму — пули и снаряды миновали её. На фронте она встретила свою первую и единственную любовь, своего будущего мужа, моего отца, с которым прожила долгие годы и отпраздновала "золотую свадьбу".

Повествование о главной работе и профессии моей мамы — учителе английского языка ленинградской английской школы № 80, — я начну с рассказа о преподавании в техникуме при Ленинградском металлическом заводе — машиностроительном техникуме ЛМЗ. В 1962 году Мариелле Степановне предложили работу учителя английского языка в школе № 80. В четвёртый класс этой школы пришла и я, начав изучать свой любимый предмет.

История здания, в котором размещалась в первый год своего существования наша школа, необычна и очень интересна. В 1890 году на Петербургской стороне, на улице Белозерской, дом 1 (ныне это улица Воскова), проживал больной мальчик Коля Грачев со старшей сестрой. Он был безнадежно болен эпилепсией. Врачи были бессильны помочь больному ребёнку. Страдания своего младшего брата Екатерина Грачева описала в письме к настоятелю Троице-Сергиевой Пустыни в Стрельне архимандриту Игнатию (Малышеву). Екатерана просила его святых молитв о помощи безнадежно больному брату.

И вскоре Коля чудесным образом исцелился! В деревянном доме на улице Белозерской ему явилась во сне Богородица и велела ехать к иконе Божьей матери "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)", что у Стеклянного завода за Александро-Невской Лаврой. Коля Грачев исцелился у иконы к изумлению врачей и родных. Теперь этот образ Скорбящей Божией Матери, вобравший в себя столько человеческих скорбей и даровавший столько радостей, неотделим от Петербурга, от его духовной жизни, от его истории. Николай Грачев последующую свою жизнь посвятил Богу и Пречистой Богородице, став иеромонахом Троице-Сергиевой Пустыни.

На том самом месте, где было явление Царицы Небесной Коле Грачеву, в 1912 году было начато строительство каменного дома для приюта и нового храма. После революции приют был преобразован в интернат, затем в общеобразовательную школу. В 1963 году уже на базе общеобразовательной школы и была организована известная в Ленинграде английская школа № 80 с углубленным изучением ряда предметов на английском языке.

Директором школы в то время была назначена Валентина Федоровна Терещук. Её имя и сегодня многое говорит педагогической общественности нашего города. Заслуженный учитель РСФСР, впоследствии начальник Главного управления народного образования Ленинграда, она сумела сплотить вокруг себя единомышленников, педагогов-энтузиастов, среди которых была и моя мама — Марцелла Степановна Багрий.

Молчание старинных зданий хранит информацию обо всём, что происходило в их стенах. Во время пребывания школы № 80 в здании бывшего приюта ни учителя, ни учащиеся не знали об удивительной истории этого святого места. Правда, мама, иногда вспоминая, говорила: "Когда мы работали а монастыре...".

"Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу. Будьте милосердны, как Отец наш небесный", — слова Святителя Иоанна Златоуста. Несомненно, милосердие и гуманное отношение к детям в этом старинном здании с храмом на втором этаже передались тем, кто начал там новое благое дело, — терпеливо учить детей школьным наукам.

Я очень хорошо помню, как мы, ученики четвертого класса, стояли на сцене в актовом зиле, где когда-то был алтарь храма иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость на месте явления Пресвятой Богородицы, и вдохновенно и торжественно пели "Бухенвальдский набат". Учитель музыки тоже был энтузиастом, мечтавшим о гастролях по стране вместе со своим хоровым коллективом.

По окончании первого учебного года мы поехали в подшефную сельскую школу в деревню Черницы Гатчинского района в "английский лагерь" жить на природе и говорить только на английском языке. Мы спали в бревенчатом школьном доме в двух классах, один для мальчиков, другой для девочек, на матрацах, положенных на сколоченные из досок нары. Учителя жили отдельно в маленькой деревянной избушке, но по очереди ночевали с детьми. Еду варили в отдельном деревянном строении, похожем на сарайчик, готовила мама моего одноклассника Миши Канторина.

Под руководством Софьи Александровны в лагере работали два учителя английского языка: моя мама и Вера Михайловна Морозова. В то замечательное лето 1964 года, когда мы пошли походом по пушкинским местам Гатчинского района, стоял теплый июнь. Мы побывали в Кобрино, где когда-то до замужества жила няня А. С. Пушкина Арина Родионовна, и в Суйде, родовом имении Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича по материнской линии. Мы дошли до Выры, где тогда еще не было музея Домик станционного смотрителя, гуляли на привале, любуясь природой и наблюдая жизнь поселка, неразрывно связанного теперь с памятью великого поэта.

В честь столетия со дня рождения А. С. Пушкина, великого русского поэта, на Петроградской стороне, на улице Ружейной (ныне ул. Мира), было построено учебное заведение — Училищный дом им. А. С. Пушкина. В 30-е годы XX века в этом уже перестроенном доме размещалась одна из десяти образцовых школ Ленинграда. Вот в это здание, на улицу Мира, дом 18, после окончания "английского лагеря", за один день того же лета 1963 года переедет наша школа № 80.

Когда мы учились в школе на улице Мира, никто из нас не слышал об Училищном доме им. А. С. Пушкина, но стены, воздвигнутые в честь его столетнего юбилея, творили свое благое дело. Именно ему, великому поэту России, был посвящен литературный вечер, за отличное исполнение роли в котором я получила в подарок книгу с дарственной надписью и печатью школы. Мне удалась роль старушки матери из поэмы "Домик в Коломне" , а роль Мавры исполнял Саша Кузнецов, который тоже изучал английский язык в группе Марцеллы Степановны. Теперь Александр Игоревич Кузнецов — чрезвычайный полномочный посол Российской Федерации в Испании. Костюмы для спектакля были взяты на Ленфильме, в этом юным актерам помог папа Дмитрия Светозарова, известного ныне по сериалу "Улицы разбитых фонарей " кинорежиссера.

Половина нашего класса посещала занятия литературного клуба "Дерзание" во Дворце пионеров — в Аничковом дворце. Мы стремились получать качественные дополнительные знания и в Государственном Эрмитаже, где в "Клубе любителей искусства" — специальном отделе просвещения школьников, посещали занятия, которые проводились в залах одного из лучших музеев мира. Нас мотивировала к этому наша родная школа № 80.

Вот уже десять лет я работаю учителем английского языка в школе № 548 с углубленным изучением английского языка. Я пришла к этому в зрелом возрасте, с желанием передать свои знания языка подрастающему поколению. Рассказывая о своей маме и школе, где она работала, о её служении своему любимому делу, мне хотелось бы следовать её примеру и примеру педагогов, которые учили меня в стенах школы № 80. Ведь мудрость - это умение использовать чужой опыт, то есть опыт предшествующих поколений ».

Категория: Педагогические династии | Добавил: 162nord (31.01.2011)
Просмотров: 6947 | Теги: Поповченко, Багрий | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]