Главная » Статьи » Педагогические династии |
Из воспоминаний Нелли Владимировны Седовой: В конце XIX века на Путиловском заводе в Петербурге работали родные братья Дмитрий и Петр. В их семьях появились на свет девочки погодки Татьяна (1900 года рождения) и Мария (1901 года рождения). Моя бабушка по линии матери Татьяна Дмитриевна Алексеева училась на курсах бухгалтеров, где-то у Сенной площади, а потом у Владимирской церкви, недалеко от "Пяти углов". В детские годы ее влияние на меня было огромно: она была великая труженица, о которой можно было сказать словами Некрасова: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"...
А.Н. Трифонова с отцом и старшим братом. 1906 г. Другая моя бабушка Мария Петровна Алексеева была для меня человеком особенным, она увлечённо и красиво рассказывала о школе, в которой проработала почти полвека. Я хорошо помню, как в начале шестидесятых годов в доме Марии Петровны собирались ее коллеги, обсуждали школьную жизнь, и это было необыкновенно интересно. Еще в семь лет я влюбилась в свою первую учительницу — совсем юную Валентину Александровну Воронину, которая пришла к нам сразу после педагогического училища, а сама в это время уже училась на факультете географии в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вероятно, именно эти два человека повлияли на мой выбор. По прошествии многих лет я вспоминаю о них с благодарностью. С лёгкой руки Марии Петровны и я выбрала профессию учителя. Мои бабушка и дедушка по отцовской линии были учеными и работали в Ленинградском государственном университете. В огромной квартире Бориса Михайловича Тихомирова и Анны Николаевны Трифоновой на набережной Кутузова прошла часть моего детства. Борис Михайлович являлся сотрудником Петергофского биологического института ЛГУ имени А. С. Бубнова. Он работал в Лаборатории позвоночных над одним из основных направлений, связанном с изучением органов внутренней секреции у птиц. Работы велись на питомнике кур, оборудованном на территории института. Одна из комнат квартиры была отведена под домашнюю библиотеку, на второй этаж которой вела деревянная лестница. Именно здесь я полюбила книги, их так много — в темно-коричневых кожаных переплётах с золотым тиснением, больших, маленьких и, как мне тогда казалось, огромных. Я часами сидела в большом в кресле и рассматривала альбомы с гравюрами (альбом «Жизнь животных» Брема бережно хранится в нашей семье до сих пор), потом начала читать книги (маленькой девочкой получила в подарок книгу А. Толстого "Князь Серебряный"). Сама атмосфера этой профессорской квартиры располагала к неспешности, дразнила фантазию ребенка — чего стоили одни чучела в кабинетах Бориса Михайловича и Анны Николаевны. Наверное, именно здесь во мне зародилось неосознанное желание стать учителем.
М.П. Алексеева в день вручения Ордена Ленина. 1970 г. Мои бабушка и дедушка по линии моего отца были учёными и вели преподавательскую деятельность в Ленинградском государственном университете. Еще в начальной школе я мечтала стать учителем, а в старшей школе решила заниматься педагогической деятельностью. В 1965 году я окончила школу с золотой медалью и поступила в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена на математический факультет. С 1970 по 1972 год работала в школе М 20 города Арзамас -16, куда попала по распределению. В 1972 году пришла работать а школу № 227 Ленинграда учителем математики и классным руководителем. С этой школой оказалась связана вся моя дальнейшая жизнь.
Выпускной класс женской гимназии Общества ревнителей среднего образования Нарвского района Петрограда. М.П. Алексеева - третья слева в верхнем ряду. 1916 г. В 1980 году я стала совмещать работу на кафедре педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена и работу над исследованием на базе школы №227. В 1981 году поступила в аспирантуру ЛГПИ имени А. И. Герцена и проводила уроки математики в школе №227. Защитив кандидатскую диссертацию на тему «Общение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему» стала преподавать в школе №227 новый предмет — педагогику. В 1997-м защитила докторскую диссертацию «Научно-практические основы овладения педагогтеской культурой в образовательном процессе средней школы. Из биографии Ирины Константиновны Седовой: Ирина Константиновна Шарудина окончила педагогический класс школы № 470 Калининского района и поступила на математический факультет РГПУ имени А. И. Герцена, где и встретилась со своим будущим мужем — Владимиром Анатольевичем Седовым. Из воспоминаний Владимира Анатольевича Седова, директора гимназии №227: Я всегда знал, что стану учителем. Сомнения вызывал лишь предмет — сначала русский язык и литература, которые я изучил на углублённом уровне в гуманитарном классе гимназии № 227, потом математика (на факультете математики и информатики РГПУ имени А. И. Герцена).
М.П. Алексеева - вторая слева в первом ряду, у здания школы в деревне Теребушино, среди сельской интеллигенции. 1925 г. Моя детская память сохранила образ мамы, сидящей за рабочим столом, где ровными стопками лежат тетради ее учеников, а она все пишет или стучит на печатной машинке. Вся моя жизнь прошла в школе гимназии №227. Я помню учителей этой школы с 1980 года. К сожалению, многих из них уже нет. Зато как мне дороги те, кто продолжает работать в гимназии, где теперь уже три года я являюсь директором.
Сход деревенских жителей у здания школы в деревне Горушка, посвящённый годовщине Октябрьской революции. 1919 г. В 1998 году я поступил в аспирантуру кафедры педагогики РГПУ имени А. И. Гериена. Вообще диссертация "Педагогические возможности диалога в образовательном процессе" имела не только теоретическое и практическое значение, она учила меня взаимодействию с учителями и учащимися. Установленные контакты с финскими коллегами позволили через несколько лет организовать совместные образовательные проекты ("Новая культурно-образовательная среда в Санкт-Петербурге и Турку"). Еще студентом я стал работать учителем математики в 7-м классе гимназии №227. По окончании университета взял 5-й класс, вел в нем математику и был классным руководителем. Первый выпуск одиннадцати-классников сделал пять лет назад. В этом году мои ученики уже заканчивают вузы и приходят ко мне в гимназию устраиваться на работу. Меня поддерживают близкие мне люди — мама и жена, которые работают вместе со мной, мои учителя и коллеги, и, конечно, мои ученики. Очень интересно будет в будущем посмотреть, пойдут ли по стопам нашей педагогической династии мои дочери, Татьяна и Елена, Их прапрабабушки очень бы гордились, что они — тоже учителя. ...Поздний вечер... Многие, наверное, уже ложатся спать. Но в нашем окне все еще горит свет. Быть может, через несколько лет мои дети будут не только слушать оживленные разговоры мамы, папы и бабушки об учительстве, но и станут активными их участниками. Быть может, через несколько лет они будут носить гордое звание Учитель, сами будут входить в класс и нести знания и добро детям. | |
Просмотров: 19402
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |