Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Пятница, 29.03.2024, 14:14
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Педагогические династии

Седовы

Из воспоминаний Нелли Владимировны Седовой:

В конце XIX века на Путиловском заводе в Петербурге работали родные братья Дмитрий и Петр. В их семьях появились на свет девочки погодки Татьяна (1900 года рождения) и Мария (1901 года рождения). Моя бабушка по линии матери Татьяна Дмитриевна Алексеева училась на курсах бухгалтеров, где-то у Сенной площади, а потом у Владимирской церкви, недалеко от "Пяти углов". В детские годы ее влияние на меня было огромно: она была великая труженица, о которой можно было сказать словами Некрасова: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"...


А.Н. Трифонова с отцом и старшим братом. 1906 г.

Другая моя бабушка Мария Петровна Алексеева была для меня человеком особенным, она увлечённо и красиво рассказывала о школе, в которой проработала почти полвека. Я хорошо помню, как в начале шестидесятых годов в доме Марии Петровны собирались ее коллеги, обсуждали школьную жизнь, и это было необыкновенно интересно. Еще в семь лет я влюбилась в свою первую учительницу — совсем юную Валентину Александровну Воронину, которая пришла к нам сразу после педагогического училища, а сама в это время уже училась на факультете географии в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вероятно, именно эти два человека повлияли на мой выбор. По прошествии многих лет я вспоминаю о них с благодарностью. С лёгкой руки Марии Петровны и я выбрала профессию учителя.

Мои бабушка и дедушка по отцовской линии были учеными и работали в Ленинградском государственном университете. В огромной квартире Бориса Михайловича Тихомирова и Анны Николаевны Трифоновой на набережной Кутузова прошла часть моего детства. Борис Михайлович являлся сотрудником Петергофского биологического института ЛГУ имени А. С. Бубнова. Он работал в Лаборатории позвоночных над одним из основных направлений, связанном с изучением органов внутренней секреции у птиц. Работы велись на питомнике кур, оборудованном на территории института.

Одна из комнат квартиры была отведена под домашнюю библиотеку, на второй этаж которой вела деревянная лестница. Именно здесь я полюбила книги, их так много — в темно-коричневых кожаных переплётах с золотым тиснением, больших, маленьких и, как мне тогда казалось, огромных. Я часами сидела в большом в кресле и рассматривала альбомы с гравюрами (альбом «Жизнь животных» Брема бережно хранится в нашей семье до сих пор), потом начала читать книги (маленькой девочкой получила в подарок книгу А. Толстого "Князь Серебряный"). Сама атмосфера этой профессорской квартиры располагала к неспешности, дразнила фантазию ребенка — чего стоили одни чучела в кабинетах Бориса Михайловича и Анны Николаевны. Наверное, именно здесь во мне зародилось неосознанное желание стать учителем.


М.П. Алексеева в день вручения Ордена Ленина. 1970 г.

Мои бабушка и дедушка по линии моего отца были учёными и вели преподавательскую деятельность в Ленинградском государственном университете.

Еще в начальной школе я мечтала стать учителем, а в старшей школе решила заниматься педагогической деятельностью. В 1965 году я окончила школу с золотой медалью и поступила в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена на математический факультет. С 1970 по 1972 год работала в школе М 20 города Арзамас -16, куда попала по распределению. В 1972 году пришла работать а школу № 227 Ленинграда учителем математики и классным руководителем. С этой школой оказалась связана вся моя дальнейшая жизнь.


Выпускной класс женской гимназии Общества ревнителей среднего образования Нарвского района Петрограда. М.П. Алексеева - третья слева в верхнем ряду. 1916 г.

В 1980 году я стала совмещать работу на кафедре педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена и работу над исследованием на базе школы №227. В 1981 году поступила в аспирантуру ЛГПИ имени А. И. Герцена и проводила уроки математики в школе №227. Защитив кандидатскую диссертацию на тему «Общение учителя и учащихся в учебной деятельности и подготовка к нему» стала преподавать в школе №227 новый предмет — педагогику. В 1997-м защитила докторскую диссертацию «Научно-практические основы овладения педагогтеской культурой в образовательном процессе средней школы.

Из биографии Ирины Константиновны Седовой:

Ирина Константиновна Шарудина окончила педагогический класс школы № 470 Калининского района и поступила на математический факультет РГПУ имени А. И. Герцена, где и встретилась со своим будущим мужем — Владимиром Анатольевичем Седовым.
По окончанию вуза в 1998 г. она начала работать учителем математики в школе №145 Санкт-Петербурга. С 2001 г, работает в гимназии №227 учителем математики в старших классах и информатики в начальной школе.
С 2006 г, Ирина является председателем Методического объединения учителей математики гимназии №227.

Из воспоминаний Владимира Анатольевича Седова, директора гимназии №227:

Я всегда знал, что стану учителем. Сомнения вызывал лишь предмет — сначала русский язык и литература, которые я изучил на углублённом уровне в гуманитарном классе гимназии № 227, потом математика (на факультете математики и информатики РГПУ имени А. И. Герцена).


М.П. Алексеева - вторая слева в первом ряду, у здания школы в деревне Теребушино, среди сельской интеллигенции. 1925 г.

Моя детская память сохранила образ мамы, сидящей за рабочим столом, где ровными стопками лежат тетради ее учеников, а она все пишет или стучит на печатной машинке.
Наблюдая за двумя своими маленькими детьми, которые регулярно играют в «школу», я вспомнил, как и сам ставил на стул кусок фанеры, заводил «классный журнал», и, взяв кусок мела, что-то объяснял «у доски», давал задания.
Время идет, сменяются поколения. изменяется мир, но всегда найдется ребенок, который откроет самодельный журнал и начнет ставить в нем отметки.

Вся моя жизнь прошла в школе гимназии №227. Я помню учителей этой школы с 1980 года. К сожалению, многих из них уже нет. Зато как мне дороги те, кто продолжает работать в гимназии, где теперь уже три года я являюсь директором.
Пока я учился в начальной школе, мама писала кандидатскую диссертацию, я брал ее папки и с гордым видом объяснял всем, что нужно много работать, чтобы написать такую большую работу.
После окончания школы пошел учиться на математический факультет, туда, где училась моя мама. Она не уговаривала и не отговаривала, она приняла мой выбор как трудную реальность, если учесть, что семь лет я углубленно изучал литературу. Получилось так, что мама учила меня в школе, потом в институте.
Учиться на факультете Математики было нелегко, так как многие преподаватели помнили мою маму как студентку, комсомольского руководителя, а позже доктора педагогических наук, который преподает в университете с 1980 года и продолжает уже сорок лет учить старших школьников гимназии №227.


Сход деревенских жителей у здания школы в деревне Горушка, посвящённый годовщине Октябрьской революции. 1919 г.

В 1998 году я поступил в аспирантуру кафедры педагогики РГПУ имени А. И. Гериена.
В аспирантуре я получил возможность год учиться на факультете образования в университете города Хельсинки (Финляндия), что еще больше укрепило желание заниматься исследовательской деятельностью.

Вообще диссертация "Педагогические возможности диалога в образовательном процессе" имела не только теоретическое и практическое значение, она учила меня взаимодействию с учителями и учащимися. Установленные контакты с финскими коллегами позволили через несколько лет организовать совместные образовательные проекты ("Новая культурно-образовательная среда в Санкт-Петербурге и Турку").

Еще студентом я стал работать учителем математики в 7-м классе гимназии №227. По окончании университета взял 5-й класс, вел в нем математику и был классным руководителем. Первый выпуск одиннадцати-классников сделал пять лет назад. В этом году мои ученики уже заканчивают вузы и приходят ко мне в гимназию устраиваться на работу.

Меня поддерживают близкие мне люди — мама и жена, которые работают вместе со мной, мои учителя и коллеги, и, конечно, мои ученики. Очень интересно будет в будущем посмотреть, пойдут ли по стопам нашей педагогической династии мои дочери, Татьяна и Елена, Их прапрабабушки очень бы гордились, что они — тоже учителя.

...Поздний вечер... Многие, наверное, уже ложатся спать. Но в нашем окне все еще горит свет. Быть может, через несколько лет мои дети будут не только слушать оживленные разговоры мамы, папы и бабушки об учительстве, но и станут активными их участниками. Быть может, через несколько лет они будут носить гордое звание Учитель, сами будут входить в класс и нести знания и добро детям.

Категория: Педагогические династии | Добавил: 162nord (24.01.2011)
Просмотров: 19192 | Теги: Седовы | Рейтинг: 4.8/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]