Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Пятница, 20.10.2017, 19:07
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Педагогические династии

Забайкины - Стеклянникова

Екатерина Константиновна Стеклянникова: " Душа ребёнка сродни скрипке, как к ней прикоснешься, так она и зазвучит... "

Наступило обычное ленинградское утро. Звенел будильник, показывая на циферблате 6.15.

— Доброе утро, Катюша. Пора вставать на работу.

В семь утра мы должны быть в детском саду. Быстро пьем чай и бежим. Так начиналось каждое утро рабочей недели моего далёкого и счастливого детства. Но для меня тогда оно было совсем необычным, потому что я словно бы попадала в волшебную сказку. Почему необычным? Все очень просто. Моя мама тогда была воспитателем в детском саду, а это очень, как сейчас говорят подростки, «круто».


Л.К. Забайкина

Первые ребята-воспитанники уже поджидали у дверей, и мы вместе с мамой принимали их, а я ощущала это, как будто вовсе не мама воспитательница, а я сама воспитательница. Мама занималась своими рабочими делами, а я в это время собирала детей, усаживала за столы, давала карандаши, ручки и мы начинали свои занятия по математике, чтению, рисованию и даже письму. Иногда во мне срабатывал генетический код моих предков — медицинских работников, поэтому я любила играть в уголке группы в «больницу». В 8.15 наши очень серьезные занятия заканчивались, потому что мне надо было бежать в школу. А после уроков я опять спешила к маме в детсад.


О.Н. Москалёва (Забайкина) (второй ряд, третья справа). Л.К. Забайкина (второй ряд, вторая справа)

Шло время, у меня появились другие увлечения и интересы. Например, пение. Но не просто пение, петь я всегда любила и всегда всем подпевала, а серьезные занятия в хоровой студии «Ровесник» Дворца культуры «Кировец». Захватывающий музыкальный мир для меня открыла тоже моя мама. Вспоминается сентябрь 1985 года, второй отборочный тур в хореографическую студию. Маленькая группка девчонок, оставшихся после первого конкурса, стояла среди зеркал у станка в гимнастических купальниках и маленьких беленьких юбочках с воланчиками.

Подошли две строгие дамы, и, как мне тогда казалось, с умным видом начали приказывать: то поднять ногу, то прогнуться, то сесть на шпагат и т. д. Дошла очередь и до меня... О, ужас! Пришел час расплаты!

— Вытяни ногу! Сильнее!
— Ноги хорошие, но очень высокий подъем.
— Подожми пальцы! Сильнее!
— Никуда не годится.
— Прогнись!
— Спина совершенно не подходит! Очень выгнутая.
— Гусиная, — прошипели они хором.
— Хорошо, девочка, иди. Вот так я попрощалась с мечтой быть балериной.

Выбежав из зала хореографической студии со слезами на глазах, подошла к маме.

— Ну что?
— Мама, они сказали, что у меня гусиная спина!
— Нормальная у тебя спина, просто у них мест мало. Пойдем лучше посмотрим, какие еще студии остались, куда детей принимают. Ну вот, смотри! Детско-юношеская хоровая студия! Пойдешь? Петь ты любишь, слух у тебя хороший. Я тоже раньше пела в хоре Дворца культуры имени Ленсовета. Это очень интересная жизнь. Новые друзья, концерты, интересные места. Мы пели в Консерватории, Капелле, Мариинском театре. Ты увидишь жизнь театра за кулисами. Ну как?
— Давай! — И слезы обиды куда-то пропали сами собой.


Е.К. Стеклянникова (Забайкина)

Пока я постигала азы сольфеджио и хорового пения, обычная, спокойная повседневная жизни нашей семьи оживилась с появлением в ней нового маленького человека.

— Ура! У меня теперь есть сестренка! С ней можно играть в дочки-матери! Она будет моей подружкой! А пока она маленькая, я буду с ней гулять и возить в большой коляске!

Так, впрочем, и случилось. Все ребята со двора бегали смотреть на маленькое чудо с большими голубыми глазами, и просили покатать коляску, но это ответственное мероприятие я могла доверить только самым достойным и внушающим мне доверие.

Так началась моя юность. Быстро пробежало время, унося с собой детские мечты, радости и печали. Пришел день, когда нужно было выбрать дальнейший путь в этой запутанной паутине дорог светлого и прекрасного коммунистического будущего.

— Катя, ты уже в восьмом классе, ты думаешь, кем хочешь стать?
— Думаю, но не знаю пока...
— Может, воспитателем или учителем?
— Не знаю.

Таким же обычным сентябрьским утром, как и всегда, раздался телефонный звонок.

— Катя, привет! — в трубке послышался голос моей подружки Иры. — Я еду в медицинское училище. Хочу посмотреть, какие документы нужно подавать и может быть, есть подготовительные курсы. Хочу поступать туда. Поехали со мной? Вдвоем веселее будет.
— Поехали, все равно делать нечего. Приехали, посмотрели...

И тут опять сработал генетический код с заложенной в нем информацией предков по папиной линии.
Я решила стать для начала хотя бы медицинской сестрой, а там... За горизонтом...


И.К. Васильева (Забайкина) (первый ряд, слева)

Моим хорошим другом и советчицей в юности была и остается Любовь Ивановна Забайкина, моя родная тетя по папиной ветке в родовом дереве и настоящая крестная. Она одобрила мой выбор, говоря, что в роду медицинские работники есть и ты продолжишь медицинскую династию, но упомянула, что твоя мама и даже двоюродная тётя Ольга Николаевна Москалева (в девичестве Забайкина) — педагоги. Может, все же?.. «Но все же» не случилось, и мой выбор был сделан. Успешно и с интересом отучилась в 3-м Медучилище, получив диплом «Медицинская сестра общего профиля». Но вихрь перестройки перенес меня в новую тогда профессию — гувернер.

Воспитывая и обучая двух очаровательных подопечных, меня все равно куда-то тянуло, но куда? Этого я пока понять никак не могла. Зато появился новый вопрос: «А что я делаю?»
Основ медицинского образования не хватало, чтобы разгадать все мои загадки, но я точно знала, что именно использование занятий музыки, пения, хореографии, можно достичь ошеломительных результатов во время процесса обучения чтению и вообще правильному произношению звуков.

— Мама! Я поступила в университет имени Герцена на кафедру коррекционной педагогики.
— Почему коррекционной педагогики?
— Потому что мне нужно разгадать очень много загадок.
— На какое отделение?
— Сурдопедагогика.
— Почему ты выбрала именно этот факультет?
— Потому, что именно этот факультет мне поможет получить те знания, которых мне не хватает. Поможет разносторонне и глубоко изучить механизмы образования звуков, узнать причины нарушений слуха, а также специальную методику обучения слабо-слышащих и глухих детей. В общем, изучить закономерности развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими нормальный слух. Познакомиться с методами диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития детей.
— Молодец! Учись! Значит, тоже будешь педагогом. Ты хорошо подумала?
— Хорошо.
— Тебе это точно надо?
— Точно.
— Тогда в путь!

Пока я разбиралась в себе, незаметно подросла моя маленькая сестренка — Ира. Она росла очень активным ребенком. Уже в школе сестра проявляла себя как маленький учитель. В старших классах вела шефство над малышами, помогая им в учебе и организовывая их досуг. Педагогическому мастерству она училась у мамы, так как мамина работа переехала в школу. Людмила Константиновна Забайкина, моя мама, превратилась из воспитателя группы продленного дня в учителя начальных классов. По окончанию своих уроков Ира приезжала к маме на работу, познавая профессию учителя начальных классов, и тут же применяла на практике полученный опыт, общаясь со своими подшефными. Уже с детства она хотела стать учителем. Наверное потому, что педагогический ген укрепился.

Раздался телефонный звонок.

— Поздравляем с окончанием института! — говорила трубка телефона. На другом конце провода были как всегда мои тетя Люба и дядя Валера. Династия педагогов увеличивается!
— В нашем роду есть еще педагоги?
— Есть. Во-первых, Ольга Николаевна Москалева (двоюродная тетя) — учитель начальных классов всю свою жизнь, до 69 лет, учила детей и передала педагогическую эстафету твоей маме. Они же вместе в одной школе работали — № 34; твоя троюродная сестра Вера Владиславовна Москалева — учитель английского языка. Преподавала в школе 10 лет. Твой двоюродный дядя Валерий Николаевич Забайкин тоже занимается педагогической практикой.
— Но он же хирург!
— Правильно, хирург. И еще преподает теорию и практику оперативной хирургии на базе Железнодорожной больницы для студентов Военно-медицинской академии, Академии им. Мечникова, СПб Государственного университета им. Павлова и академии педиатрии. Вот...

Мужской голос из телефонной трубки добавил: «Любовь Ивановна Забайкина (твоя родная тетя) в течение пяти лет вела практикум для студентов и учащихся типографии на Печатном дворе по внедрению автоматизации системы управления производством — тоже педагог», — это добавил мой дядя.

«Вот как все запутано!?» — подумала я. Интересно, наша Ирина куда решит поступать?...


Е.К. Стеклянникова 1 сентября.

После школы, не раздумывая, сестра поступила в Педагогический колледж № 8. Получив специальность «учитель начальных классов, учитель изобразительного искусства» и приобретя хорошую практику работы учителем начальных классов (2 года) в школе № 34, Ирина Константиновна Васильева (Забайкина) окончила Ленинградский университет им. Пушкина. В настоящее время работает в своем родном педагогическом колледже по специальности «социальный педагог».

Людмила Константиновна Забайкина — моя мама, и по сей день работает в школе № 34 учителем начальных классов. Маму ценят и любят коллеги по работе, уважают и прислушиваются к ее мнению родители. Для своих учеников она является не только учителем, наставником, но и просто другом. Ребята делятся с ней своими секретами, и ко всем она найдет свой особенный подход. Прощаясь с начальной школой, ее ученики не прощаются с моей мамой.

А я, в свою очередь, являюсь почтальоном или радисткой в этой сложной и очень простой цепочке отношений педагога и ученика. Вы спросите, почему? Все очень просто. Закончив университет, я работаю теперь в школе № 34 педагогом-организатором.

Почему же я пришла работать в коррекционную школу, спросите вы? Потому что именно здесь, большим и дружным коллективом педагогов: администрации, учителей, воспитателей, педагогов службы сопровождения, социальных работников, работников медицинской службы, не без помощи родителей, конечно, мы сможем преодолеть трудности в обучении и воспитании ребят, требующих особого внимания и поддержки, требующих понимания их проблем не только в изучении основ образования, но и в становлении гармоничной личности. Очень хочется воспитать доброго, достойного уверенного в себе человека.

Категория: Педагогические династии | Добавил: 162nord (31.01.2011)
Просмотров: 2342 | Теги: Забайкины, Стеклянникова | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]