Педагогические
ДИНАСТИИ
Санкт-Петербурга
XIX-XXI веков
Пятница, 20.10.2017, 21:04
Приветствую Вас, Гость



Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Педагогические династии

Риехакайнен

Сейчас трудно сказать наверняка, что подтолкнуло юного Александра Семеновича Риехакайнена, окончившего школу на Васильевском острове, в конце 20-х гг. XX в. пойти в учителя. Вехи его педагогической биографии таковы — педагог начальных классов, директор начальной школы поселка завода Калище, затем работа инспектором отдела народного образования Ораниенбаумского уезда (ныне — Ломоносовский района Ленинградской области).


А.С. Риехакайнен с женой Клавдией Денисовной. 1933 г.

В 1933 г. в учительской семье родился первенец — Альфред. Он не стал педагогом, зато довелось Альфреду Александровичу занимать серьезные посты — секретаря парткома 28-го военного завода, директора Ломоносовского авторемонтного завода. заместителя председателя исполкома.

А унаследованные от отца педагогически способности А. А. Риехакайнен смог реализовать, возглавляя в свободное от работы время Федерацию шахмат города Ломоносова, успешно играя за команду города и обучая молодое поколение шахматистов. И в жены себе Альфред Александрович взял учительницу — уроженку города Великий Устюг Елену Владимировну Пулькину. Ей довелось трудиться сначала в Гостилицкой школе, а потом в восьмилетней школе № 2 в поселке Мартышкино — старейшей школе Ломоносова — Ораниенбаума, с которой судьба свяжет на долгие годы. По удивительному стечению обстоятельств, именно в этой школе до 8-го класса учился будущий муж. В 1966 г. по предложению отдела образования Елена Владимировна переходит на работу в среднюю школу № 1 г. Ломоносова (ныне гимназия № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга). Вспоминает Татьяна Александровна Гультяева, много лет проработавшая завучем в этой школе: «Открытый урок в 8-м классе. В классе 19 гостей. Сидят вдоль 3-х стен, ученики все — как на ладони. Наступил момент работать в тетради. Под запись учитель дает материал. Отмечаю, что у сидящего за 3-й партой в среднем ряду С. Силина, "нашего любителя пошуметь, поиграть на учительских нервах", нет тетради, но он старательно водит пальцем по парте, чуть прикрыв ее, имитируя письмо ручкой, и задавая при этом уточняющие вопросы, якобы для того, чтобы правильно все записать. После уроков Сергей, удивившись моему вопросу о своих действиях, объяснил, что тетрадку забыл, но подвести Такого учителя не мог».


Пулькина Е.В.

В 1979 г. судьба вновь судьба свела Елену Владимировну и школу № 2 (ныне школа № 417). Десять лет она работала заместителем директора по учебно-воспитательной работы, а затем, с 1989 г. 16 лет возглавляла педагогический коллектив. Елена Владимировна была инициатором создания на базе школы Музея боевой славы 48-й стрелковой трижды Краснознаменной, ордена Октябрьской революции Ропшинской дивизии имени М. И. Калинина. В 2005 г. эстафету главного администратора школы Елена Владимировна передала новому директору М. Б. Трофимовой — в прошлом своей ученице, педагогу, прошедшему становление в данной школе. А сама Е. В. Пулькина продолжает работу в школе учителем биологии и химии.


Семейное фото: 1 ряд (сидят): Клавдия Денисовна, Игорь (будущий педагог-директор), Александр Семёнович; 2-й ряд (стоят): Валерий Александрович, Альфред Александрович, Елена Владимировна. 1961 г.

Когда в 1977 г. сын Елены Владимировны и Альфреда Александровича Игорь на «отлично» окончил среднюю школу № 1 г. Ломоносова и подал заявление в пединститут, кое-кто из коллег-педагогов, приятелей родителей задавал вопрос: «Зачем? Он что, не знает тяжести нашего труда? Почему не отговорили?». Спустя годы Игорь Альфредович, ставший представителем уже третьего поколения педагогов, размышляя о своем выборе, отвечает, что специально никто «в учителя» не готовил, в семье никто не вел разговоров о продолжении династии. Как бы то ни было, после окончания в 1981 г. Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена Игорь Альфредович приступает к работе учителем химии и организатором внеклассной и внешкольной работы в средней школе № 6 г. Ломоносова (ныне 436-я школа Петродворцового района Санкт-Петербурга), где проходил педагогическую практику. С 1983-го по 1987 г. молодой учитель работает в лучшей в то время школе № 412 г. Петродворца учителем химии, классным руководителем, организатором внеклассной работы под руководством заслуженного учителя РСФСР Михаила Арутюновича Аветисяна. В 1987 г, Игорь Риехакайнен назначается директором восьмилетней школы № 421.


Риехакайнен И.А.

Во многом благодаря Игорю Альфредовичу школа стала флагманом воспитательной работы в районе, опыт школьного самоуправления, применяемых методик, коллективных творческих дел был обобщен Городским Дворцом пионеров, получил распространение в школах Петродворцового района. Под руководством Игоря Альфредовича школа стала участником Федеральных экспериментов Министерства образования Российской Федерации, победителем Городского конкурса педагогического мастерства в номинации «Школа равных возможностей» (1998 г.), обладателем Гранта института «Открытое общество» в номинации «Традиции Петербургской школы: традиции детского самоуправления» (1999—2001 гг.).

Жители Стрельны оказывали доверие Игорю Альфредовичу Риехакайнену, избирая народным депутатом Петродворцового райсовета, депутатом Муниципального образования.

Выпускница 421-й школы, педагог-психолог Анастасия Полехина рассказывает: «Я и два моих младших брата успешно окончили 421-ю школу, в которой мы получили не только хорошие знания, позволившие в дальнейшем продолжить образование, но прожили интересную школьную жизнь благодаря нашим удивительным учителям, атмосфере сотворчества, содружества. Мы смогли себя реализовать, участвуя в работе Школьного Совета, театра, творческих конкурсах, спортивных турнирах. Уроки общения с учителями, нашими старшими товарищами — незабываемы. Но общая атмосфера, тонус, конечно, создаются директором. Демократичность — это его заслуга. Строгий, требовательный и доброжелательный. По-настоящему уважаем. Выдержке можно позавидовать. К нему можно обратиться в любой момент за советом, помощью не только сотрудникам, но и школьникам. На уроках сложный материал так объяснит на жизненных примерах, что не только поймешь сиюминутно, но помнишь и после школы. Жизнерадостный, невольно заряжает своим оптимизмом. С юмором и шутками дружит — КВНщик. И мы не прошли мимо этого движения, были чемпионами Петергофа, успешно выступали в 2001 году на межрегиональном фестивале. Сколько, кроме директорства, он с нами возился, помогал Школьному Совету. А хобби — фотографирование?! Отличные работы, класс! Хотелось бы, чтобы у наших детей был бы такой директор. Мой выбор продолжения учебы в Ленинградском государственном университете им. А. С. Пушкина тоже определился не без участия Игоря Альфредовича».

Четвертое поколение замечательной династии представляет Елена Игоревна Риехакайнен, окончившая с отличием факультет филологии и искусств и аспирантуру СПбГУ. Сегодня она — старший преподаватель кафедры общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, завершает работу над кандидатской диссертацией.

«К нам пришел молодой человек, почти мальчишка, с комсомольским значком, краснеющий при эмоциональном выступлении, в то же время рассудительный, образованный, и как-то сразу расположивший к себе, хотя было на первых порах ему нелегко: его стиль общения отличался от манеры предшественницы, и кое-кому показалось это слабостью. Но Игорь Альфредович напомнил мне моего первого директора в этой школе Владимира Степанович Форсова: интеллигентного, спокойного, требовательного, по-отечески заботившегося о молодых кадрах, авторитетного для всех участников образовательного процесса. Спустя более двух десятков лет совместной работы хочу сказать, что нам всем повезло: школьному коллективу — с директором, руководителю — с коллегами (мне есть с кем сравнивать, на моей жизни в нашей 421-й школы как ученицы, так и учителя, работающей с 1972 года по настоящее время, было 6 директоров). Нынешняя школа — это огромная заслуга именно Игоря Альфредовича. Сам он человек творческий. Эрудирован, с хорошим чувством юмора, спортивен, инициативен, готов к восприятию нового, общителен, уважителен к мнению других, всегда готов помочь. Такая же у нас его команда» — так отзывается об И. А, Риехакайнене Ольга Ивановна Ануфриева, учитель изобразительного искусства, черчения и труда.

Категория: Педагогические династии | Добавил: 162nord (23.01.2011)
Просмотров: 3733 | Теги: Риехакайнен | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]